Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Мухортых Е.Н, Удова Б.В,
при секретаре П,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе К.Н.П. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года, в редакции определения этого же суда от 16 мая 2019 года об исправлении описки, которым постановлено:
иск Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Крюково" к К.Н.П. о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать К.Н.П. предоставить сотрудникам Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Крюково" доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: ***, для осуществления осмотра технического состояния инженерного оборудования и проведения ремонтных работ по замене участка трубы на трубопроводе горячего водоснабжения, в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с К.Н.П. в пользу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Крюково" государственную пошлину в размере 6000 рублей,
установила:
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" обратилось в суд с иском к К.Н.П. и просит обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ в квартиру по адресу: ***, для осмотра технического состояния инженерного оборудования и проведения ремонтных работ по замене участка трубы на трубопроводе горячего водоснабжения, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб, мотивируя свои требования тем, что является управляющей организацией МКД по адресу: ***. О тветчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, и зарегистрирован в данной квартире по месту жительства. В связи с поступлением жалоб жильцов истцом проведено обследование системы ГВС и установлено, что квартире ответчика требуется выполнить работы по замене участка трубы на соединении с полотенцесушителем. Ответчик предоставить доступ в квартиру для выполнения указанных работ отказывается.
В судебном заседании представитель истца ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" по доверенности К.Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик К.Н.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, подержала доводы письменных возражений на иск, пояснила, что необходимости в доступе в квартиру и ремонте не имеется, указанные требования ничем не обоснованы, циркуляция горячей воды в системе ГВС во всех квартирах нормальная.
Третье лицо М.И.Д. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, подержал доводы письменного отзыва на иск, пояснил, что система полотенцесушителя не протекает, функционирует нормально, нет необходимости в ее замене. Предоставить доступ в квартиру для замены участка трубы не согласен.
Судом было постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит ответчик К.Н.П. по доводам апелляционной жалобы, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании коллегии ответчик К.Н.П. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Представитель истца ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" в суд апелляционной жалобы не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика К.Н.П, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона, и отмене не подлежит.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, К.Н.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***. В квартире постоянно зарегистрированы и проживают К.Н.П. и М.И.Д.
Согласно Уставу, договору управления многоквартирным домом N Сов-4 от 28.12.2018, ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" является управляющей организацией д. *** по ул. *** в г. Зеленограде и по заданию собственников помещений в многоквартирном доме оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателя и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений), осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 3.1.2 данного договора, управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку инженерные коммуникации д. *** по ул. *** в г. Зеленограде являются общим имуществом многоквартирного дома, обязанность по их ремонту и надлежащему содержанию лежит на управляющей компании, т.е. на ГБУ "Жилищник района Крюково".
Из объяснений представителя истца и представленных доказательств судом установлено, что в связи с неоднократными обращениями жителей д. 4 в управляющую организацию по вопросу низкой температуры полотенцесушителей в их квартирах у ГБУ "Жилищник района Крюково" возникла необходимость в доступе к инженерным коммуникациям, расположенным в квартире N ***, для выполнения работ на стояке ГВС по замене участка трубы на соединении с полотенцесушителем.
ГБУ города Москвы "Жилищник района Крюково" 24.12.2018 и 10.01.2019 в адрес ответчика направлялись уведомления с требованием о предоставлении доступа к общедомовым инженерным коммуникациям для устранения аварийной ситуации.
Согласно служебной записке от 05.02.2019, актов ГБУ города Москвы "Жилищник района Крюково" от 25.12.2018, 05.02.2019, 27.02.2019, собственник жилого помещения отказался предоставить сотрудникам ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" для проведения выполнения работ на стояке ГВС по замене участка трубы на соединении с полотенцесушителем доступ в жилое помещение - квартиру N *** в доме *** по ул. *** в г. Зеленограде.
Оценив представленные доказательства в их совокупности во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц, учитывая, что для устранения низкой температуры полотенцесушителей в жилых помещениях дома N *** по ул. *** в г. Зеленограде требуется замена участка трубы на соединении с полотенцесушителем, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: ***, для осуществления осмотра технического состояния инженерного оборудования и проведения ремонтных работ по замене участка трубы на трубопроводе горячего водоснабжения, в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку необходимость в проведении ремонтных работ подтверждена представленными в материалы дела доказательствами и установлено, что ответчик отказывается обеспечить доступ в принадлежащее ему жилое помещение для выполнения необходимых работ.
В полном соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Оснований не согласиться с выводами суда коллегия не находит.
Довод апелляционной жалобы ответчика К.Н.П. о том, что указанный в протоколе судебного заседания прокурор участия в рассмотрении дела не принимал, основанием для отмены решения суда не является, поскольку ошибочное указание в протоколе на участие прокурора исправлено судом в порядке ч. 4 ст. 230 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что замена участка трубы на соединении с полотенцесушителем фактически есть, не что иное, как несанкционированное подключение к внутридомовому инженерному оборудованию, что позволит производить незаконный отбор горячей воды из системы ГВС в обход ИПУ, в чем суд мог убедиться, назначив по делу судебную экспертизу, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, в связи с чем являются необоснованными.
Довод ответчика в жалобе об отсутствии доказательств необходимости выполнения спорных работ опровергается материалами дела.
Утверждения ответчика в апелляционной жалобе о том, что в квартире N 44 были выполнены несанкционированные сантехнические работы, после чего последовало обращение к истцу; работы можно выполнить и без доступа в квартиру ответчика, коллегия находит голословными.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в принятии встречного иска об обязании ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" об обязании прекратить начисление оплаты коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 2,0, о перерасчете начисленных платежей, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, основанием для отмены решения суда не является, поскольку заявленное К.Н.П. требование не соответствует критериям встречного иска. Более того, отказ в принятии встречного иска не препятствует ответчику реализовать свое право на судебную защиту посредством предъявления самостоятельного иска.
Другие приведенные в апелляционной жалобе доводы, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако доказательств в их опровержение апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года, в редакции определения этого же суда от 16 мая 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика К.Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.