Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио,
дело по апелляционной жалобе наименование организации,
на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Иск Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к наименование организации об обязании выполнить мероприятия по обеспечению беспрепятственного пользования объектами транспортной инфраструктуры инвалидами и иными маломобильными группами населения удовлетворить.
Обязать наименование организации в течение дата 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере социальной защиты инвалидов на адрес, а именно, разместить информационные указатели направления движения и знаки доступности для маломобильных групп населения на платформах N 1, 2, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов; оборудовать на платформах N 1, 2 тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги в соответствии с п. 6.5.2 СП 59-13330.2016; границы опасной зоны у краёв платформ выделить тактильным обозначением, а визуальное обозначение восстановить в соответствии с п. 8.4.12 СП 59-13330.2016; нанести на ступени лестничных маршей на входах и выходах на платформы N 1, 2 контрастные полосы; лестницы надземного пешеходного перехода оборудовать пандусами или подъёмными устройствами.
Взыскать с наименование организации в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к наименование организации, в котором, просил обязать ответчика устранить нарушения в сфере социальной защиты прав пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а именно, на адрес разместить информационные указатели направления движения и знаки доступности для маломобильных групп населения на платформах N 1, 2, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов; оборудовать на платформах N 1, 2 тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги в соответствии с п. 6.5.2 СП 59-13330.2016; границы опасной зоны у краёв платформ выделить тактильным обозначением, а визуальное обозначение восстановить в соответствии с п. 8.4.12 СП 59-13330.2016; нанести на ступени лестничных маршей на входах и выходах на платформы N 1, 2 контрастные полосы; лестницы надземного пешеходного перехода оборудовать пандусами или подъёмными устройствами.
В обоснование требований истец указывает, что Северной транспортной прокуратурой совместно с представителями Московского регионального участка - структурного подразделения Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала наименование организации, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", адрес Ховрино адрес дата в период с время по 15 час.
10 мин. проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения объектов на адрес.
В ходе проверки выявлены указанные нарушения, об устранении которых просит истец.
Как указывает истец, данные нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Представитель истца - фио в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика наименование организации по доверенности - фио, фио в судебное заседание явились - возражали против удовлетворения исковых требований, предоставили письменные возражения.
Представитель третьего лица - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит ответчик в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика фио, представителя истца фио, представителей УСЗН адрес фио, фио, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 17-ФЗ от дата "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в с соответствии с частью 2 статьи 20 указанного Закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Из материалов дела следует, что имеется несоответствие объектов инфраструктуры адрес нормам, которые указаны в сводах правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59-13330.2016), при этом предыдущая редакция СП 59-13330.2012, предусматривает:
- на платформах должны быть информационные указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов, безопасные зоны (п. 6.5.1 СП 59-13330.2016);
- технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги (п. 6.5.2 СП 59-13330.2016);
- граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающие тактильные указатели (п. 8.4.12
СП 59-13330.2016);
- на поступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м (6.2.8 СП 59-13330.2016);
- при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН; лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче время (5%) (п. п. 5.1.14, п. 6.2.8 СП 59-13330.2016).
Согласно указанному своду правил пандус - сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
Северной транспортной прокуратурой совместно с представителями Московского регионального участка - структурного подразделения Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала наименование организации, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", адрес Ховрино адрес дата в период с время по время была проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения объектов на адрес
В ходе проверки было выявлено, несоответствие объектов инфраструктуры адрес вышеуказанным нормам, а именно:
- в нарушение п. 6.5.1 СП 59-13330.2016 на платформах N 1, 2 отсутствуют информационные указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов, безопасные зоны;
- в нарушение п. 6.5.2 СП 59-13330.2016 на платформах N 1, 2 отсутствуют тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги;
- в нарушение п. 8.4.12 СП 59-13330.2016 границы опасной зоны у края платформы не выделены тактильным обозначением, а визуальное обозначение прерывается;
- в нарушение п. 6.2.8 СП 59-13330.2016 на ступенях лестничных маршей отсутствует контрастная полоса на входах и выходах на платформы N 1, 2;
- в нарушение п. 5.1.14, п. 6.2.8 СП 59-13330.2016 лестницы надземного пешеходного перехода не дублируются пандусами или подъёмными устройствами.
Суд, удовлетворяя иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц, посчитал доказанными его утверждения о том, что выявленные в ходе проверки нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов-колясочников, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия с правильностью такого вывода соглашается, так как он основан на непосредственном исследовании доказательств, представленных сторонами в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует требованиям Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Статьей 6 Федерального закона от дата N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект - наименование организации, осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в нарушение указанной нормы ответчиком не обеспечена безопасность в сфере социальной защиты инвалидов на адрес.
Принимая во внимание необходимость проводимых мероприятий по устранению несоответствий Федеральному закону от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", судом установлен срок устранения выявленных недостатков - дата 6 месяцев, полагая его разумным.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что объект транспортной инфраструктуры был введен в эксплуатацию до вступления в силу СП 59.13330.2016 и с тех пор не реконструировались, не подвергались капитальному ремонту, в связи с чем положения Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свод правил 59.13330.2016 не распространяются на ответчика, основан на ошибочном толковании норм материального права.
В суде первой инстанции являлся предметом рассмотрения указанный довод ответчика, и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу наименование организации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.