Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Петрове А.В,
рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Подхватилиной С.С. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2018 года, которым постановлено:
Административный иск Шкурат Ю.В. удовлетворить.
Обязать Префектуру Юго-Восточного административного округа города Москвы включить Шкурат Ю.В, как лицо, имеющее преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в отдельный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории,
УСТАНОВИЛА:
Шкурат Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать Префектуру ЮВАО г. Москвы включить ее, как лицо, имеющее преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в отдельный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории.
В обоснование требований административный истец указала, что она обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка по льготной категории, на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", так как является вдовой умершего ветерана боевых действий. 15.06.2015 она получила ответ на свое обращение, в котором ДГИ города Москвы отказывает ей в постановке на учет по льготной категории, ссылаясь на следующее: "Ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных иди дачных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводнических и дачных некоммерческих объединений. Полномочия по формированию персональных составов членов садоводнических некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующие заявления, были возложены на префектуры административных округов города Москвы". Право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", у Шкурат Ю.В. возникло со дня смерти супруга, ветерана боевых действий Шкурат П.В, а именно с 16.11.2009 г. Шкурат Ю.В. повторно в брак не вступала, воспитывает несовершеннолетнего ребенка Шкурат Е.П, сына ветерана боевых действий, на которого также распространяется право, предусмотренное Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". 26.06.2017 г. был изготовлен ответ от заместителя префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы, которым административному истцу было отказано в содействии по регистрации и постановке на учет, как гражданина, нуждающегося в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Шкурат Ю.В. не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Алимина Н.С, который заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить; представитель административного ответчика Префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Подхватилина С.С. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП" из полномочий префектур исключено формирование составов членов садоводческих некоммерческих объединений, во исполнение пункта 5 вышеуказанного постановления Правительства Москвы префектуры и управы не вправе осуществлять иные полномочия, в том числе осуществлять согласования, выдавать разрешения, уведомления, принимать решения, кроме установленных правовым актом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика по доверенности Подхватилина С.С, указывая на то, что решение является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Быстрова А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца по доверенности Алимина Н.С, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного истца судом установлено, что Шкурат Ю.В, вдова ветерана боевых действий, обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка.
15 июня 2015 года Шкурат Ю.В. был получен ответ из Департамента городского имущества г. Москвы, а впоследствии ответ заместителя префекта ЮВАО г. Москвы от 26 июня 2017 года, согласно которым ей было отказано в оказании содействия по регистрации и постановке на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий предоставляется преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2).
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
Положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП" "О Префектуре административного округа города Москвы" префектура административного округа города Москвы - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" на префектуры административных округов города Москвы были возложены полномочия по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующее заявление.
Земельный фонд передавался управам районов города Москвы для распределения очередникам, состоящим на учете на получение садового участка. По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств города Москвы, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот.
Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП" указанные полномочия исключены.
Вместе с тем, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку решение административного ответчика не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца; административный истец имеет преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, обратилась к административному ответчику с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории, однако административный ответчик неправомерно отказал Шкурат Ю.В. во включении в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве или Московской области и сопредельных областях по льготной категории.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Подхватилиной С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.