Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Алексееве М.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Военного комиссариата города Москвы по доверенности Бутырина С.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 5 февраля 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Князяна Л.Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования Нагатинский затон города Москвы от 31 октября 2017 года N 2 о признании Князяна Л.Е, * года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Признать незаконным бездействие Объединенного военного комиссариата Даниловского района г. Москвы, выразившееся в не уведомлении надлежащим образом Князяна Л.Е. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы.
Обязать ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" и Объединенный военный комиссариат Даниловского района г. Москвы выдать Князяну Л.Е. военный билет в установленном порядке,
УСТАНОВИЛА:
Князян Л.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату г. Москвы, ОВК Даниловского района г. Москвы, призывной комиссии муниципального образования Нагатинский затон, в котором просил признать незаконными и отменить решение призывной комиссии муниципального образования Нагатинский затон от 31 октября 2017 года, оформленное протоколом N 2, о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению возраста 27 лет с выдачей справки взамен военного билета, обязать выдать в установленном порядке военный билет.
В обоснование требований административный истец указал на то, что до 2014 года он обучался в аспирантуре и имел отсрочку от призыва на основании пп. "б" п.2 ст.24 Федерального закона от 29.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При этом с апреля 2009 года по апрель 2018 года он работал на оборонном заводе в АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ". В 2018 году его работодателем в ОВК Даниловского района г. Москвы был направлен список граждан, пребывающих в запасе, для сверки личных данных карточек формы Т-2. 23.05.2018 года административный истец узнал, что на основании предоставленных сведений призывной комиссией муниципального образования Нагатинский затон 31.10.2017 года было вынесено решение о зачислении Князяна Л.Е. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет. Данное решение Князян Л.Е. оспорил в ФКУ "Военный комиссариат города Москвы", однако, письмом от 09.07.2018 года он был уведомлен о правомерности принятого решения. Князян Л.Е. также указал, что с момента окончания обучения в аспирантуре и до 30.04.2015 года, то есть до достижения им возраста 27 лет, он проживал по месту регистрации, адрес и место работы не менял и никоим образом не уклонялся от призыва на военную службу. При таких обстоятельствах административный истец полагает, что оспариваемое решение не соответствует пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Князян Л.Е. и его представитель по доверенности Рамазанов Н.А, заявленные административные исковые требования поддержали; представитель административных ответчиков Военного комиссариата г. Москвы, ОВК Даниловского района г. Москвы, Призывной комиссии муниципального образования Нагатинский затон не явился извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения на административный иск и заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с достижением административным истцом возраста 27 лет и пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Судом постановлено приведенное выше решение об отмене которого просит представитель административного ответчика по доверенности Бутырин С.В. по доводам апелляционной жалобы, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Князян Л.Е. представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Князян Л.Е. и его представителя по доверенности Рамазанова Н.А, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 34 названного Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19).
Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно положений статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи с учетом положений действующего законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска, при этом, исходил из того, что Князян Л.Е. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, так как мероприятия, связанные с его призывом административным ответчиком не проводились. Оснований полагать, что Князян Л.Е. в данном случае действовал недобросовестно и уклонялся от призыва, не имеется.
Так, материалами дела подтверждается, что в период с 15.03.2011 года по март 2014 года Князян Л.Е. обучался по очной форме обучения в аспирантуре ГОУ ВПО МГИУ и в соответствии с подпунктом "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 29.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" получил отсрочку от призыва на военную службу; по окончании обучения в аспирантуре и до достижения Князяном Л.Е. возраста 27 лет (30.04.2015) мероприятия по организации его призыва на военную службу не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В личном деле призывника Князяна Л.Е. имеются документы, которые подтверждают, что ОВК Даниловского района г. Москвы был уведомлен о прохождение административным истцом обучения в аспирантуре (л.д.97).
В материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Князяна Л.Е. о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонение призывника от явки в военный комиссариат.
Суд обоснованно не принял во внимание и признал недопустимыми доказательствами, приложенные к возражениям на иск корешки уведомлений о необходимости явки административного истца в Даниловский ОВК г. Москвы для уточнения документов воинского учета и прохождения призывной комиссии, так как указанные документы представлены в виде незаверенных копий, из их содержания невозможно установить каким должностным лицом они составлены и кем удостоверен факт невозможности вручения повесток адресату, то есть Князяну Л.Е. Данные документы, как указано выше, отсутствуют в личном деле Князяна Л.Е. Кроме того, административным ответчиком не представлен реестр почтовых отправлений, подтверждающий факт направления Князяну Л.Е. уведомления о необходимости прохождения 06.05.2015 года призывной комиссии по почте, тем более, что по состоянию на указанную дату административный истец достиг возраста 27 лет.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 N 53-ФЗ).
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением не пропущен, поскольку из материалов дела невозможно установить, когда и каким образом административный истец был уведомлен о решении призывной комиссии муниципального образования Нагатинский затон от 31.10.2017 года, оформленного протоколом N 2; кроме того, из материалов дела следует, что данное решение Князян Л.Е. обжаловал в ФКУ "Военный комиссариат города Москвы", однако, письмом от 09.07.2018 года в удовлетворении жалобы ему было отказано, после чего он в установленный законом трехмесячный срок обратился в суд с настоящим административным иском.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 5 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Военного комиссариата города Москвы по доверенности Бутырина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.