Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Егоровой Ю.Г.,
судей Юдиной А.М, Шаровой О.В,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 02 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4678 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 168 775 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3432 - в размере 24 701 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3433 - в размере 25 790 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3435 - в размере 26 367 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3434 - в размере 26 435 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 января 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" в пользу ООО "Экспертно-правовое Бюро" расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 110 000 рублей.",
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Строительная Компания" (сокращенное наименование - ООО "БСК") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:4678, ******:3432, ******:3433, ******:3435, ******:3434.
В административном исковом заявлении ООО "БСК", просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "ЭКСОН", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 139 088 413 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:4678, в размере 25 513 041 рубля в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3432, в размере 25 745 756 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3433, в размере 26 400 635 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3435, в размере 26 477 680 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3434.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ООО "БСК" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:4678, ******:3432, ******:3433, ******:3435, ******:3434.
Кадастровая стоимость помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 320 230 480 рублей 11 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:4678; 48 044 226 рублей 80 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:3432; 50 319 841 рубля 89 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:3433; 51 526 228 рублей 12 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:3435; 51 668 043 рублей 31 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ******:3434.
Поскольку административный истец является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель ООО "БСК" по доверенности Лавриненко Е.В. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества уточнил, просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Мясников И.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях. Представил возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "БСК" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:4678, ******:3432, ******:3433, ******:3435, ******:3434, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 9-13).
В отношении названных объектов недвижимого имущества утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 320 230 480 рублей 11 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:4678; 48 044 226 рублей 80 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:3432; 50 319 841 рубля 89 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:3433; 51 526 228 рублей 12 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ******:3435; 51 668 043 рублей 31 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ******:3434, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 14-18).
ООО "БСК" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представило в суд отчет от 28 января 2019 года N О/14, подготовленный ООО "ЭКСОН", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена в размере 139 088 413 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:4678, в размере 25 513 041 рубля в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3432, в размере 25 745 756 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3433, в размере 26 400 635 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3435, в размере 26 477 680 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ******:3434.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертно-правовое бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4678 по состоянию на 1 января 2018 года составляет 168 775 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3432 -24 701 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3433 -25 790 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3435 - 26 367 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:3434 - 26 435 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 02 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.