Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В,
судей Коневой С.И, Гордеевой О.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства, по докладу судьи Коневой С.И, частную жалобу Набатовой Н.Б. на определение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2019 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
Набатова Н.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к главе Лотошинского муниципального района Московской области, в котором просила признать незаконным уведомление от 06.02.2019 года N 1-13/220 об отказе в приеме уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома или уведомления об изменениях параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в Московской области.
Определением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2019 года указанное административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе Набатова Н.Б. просит определение отменить, поскольку считает, что судьей неправильно определена подсудность заявленного спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Возвращая административный иск, судья первой инстанции пришел к выводу о неподсудности заявленных требований Черемушкинскому районному суду г. Москвы.
Судебная коллегия считает данные выводы судьи преждевременными.
Так, в силу ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к государственному органу подается в суд по месту его нахождения.
При этом в соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае, если место нахождения государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа.
Кроме того, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если полномочия государственного органа распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом решений и действий, либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
Место нахождения объекта недвижимого имущества, законность решения, в отношении которого оспаривает административный истец, то есть, в отношении которого возникают правовые последствия оспариваемого решения расположено в Московской области.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений государственных органов и должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей) может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ( ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрацией гражданина РФ по месту жительства признается постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства.
Этим же Законом РФ под местом жительства гражданина в Российской Федерации понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Следовательно гражданин, имея возможность свободно перемещаться и выбирать место пребывания и жительства, самостоятельно определяет место своего пребывания и места жительства и посредством регистрационного учета уведомляет об этом других лиц и государство. При этом временное нахождение гражданина по месту пребывания не изменяет его места жительства.
Сведения о наличии регистрации по месту жительства административного истца в материалах по административному исковому заявлению отсутствуют.
При этом местом пребывания административного истца согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания является адрес: г. Москва, ул. Цюрупы, 17, кв. 102. Данный адрес относится к территориальной юрисдикции Черемушкинского районного суда г. Москвы.
При указанных обстоятельствах выводы судьи первой инстанции о наличии оснований для возвращения административного искового заявления являются преждевременными.
Вместе с тем в случае установлении в ходе рассмотрения дела факта регистрации административного истца по месту жительства, которое не относится к территориальной юрисдикции Черемушкинского районного суда г. Москвы, суд не лишен возможности передать административное дело по подсудности в соответствующий суд.
Следовательно, обжалуемое определение судьи подлежит отмене с направлением материалов по административному исковому заявлению в тот же суд для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2019 года отменить.
Материалы по административному исковому заявлению Набатовой Н.Б. направить в Черемушкинский районный суд г. Москвы для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.