Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В,
судей Гордеевой О.В, Тиханской А.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Тиханской А.В, материал N Ма-734/2018 по частной жалобе административного истцаРахманова В.В.на определение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Рахманова В.В. к УФССП России по г. Москве о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя оставить без движения, предложить устранить недостатки заявления в срок до 30 ноября 2018 года.
Известить административного истца о необходимости исправить приведенные недостатки в указанный срок и разъяснить, что в противном случае заявление будет считаться неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
При исправлении в установленный срок перечисленных в настоящем определении недостатков заявление будет считаться поданным в день первоначального представления его в суд,
УСТАНОВИЛА:
Рахманов В.В. обращался с административным иском к УФССП России по г. Москве и просил признать незаконными действия (бездействия) УФССП России по г. Москве, выразившиеся в нерассмотрении его ходатайства от 17.05.2018 года и невынесении по нему соответствующего процессуального решения, обязании принять процессуальное решение по его ходатайству.
Определением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2018 года исковое заявление оставлено без движения, как не соответствующее требованиям ст.ст. 125-126 КАС РФ, поскольку в исковом заявлении не указанытребования, предъявляемые к ОСП по ЮВАО УФССП России по г. Москве.
В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения судьи как незаконного.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, установленных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.
Оставляя административный иск без движения, суд сослался на необходимость уточнения административного иска с привлечением надлежащего ответчика ОСП по ЮВАО УФССП России по г. Москве, поскольку из материала усматривается, что исполнительный лист направлен в указанную службу судебных приставов.
В силу части 2 статьи 125 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; 3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); 4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;6) сведения о
соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом ;7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Как указывал Конституционный Суд РФ в Определении от 25.01.2018 N 64-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Корниловой Анны Игоревны на нарушение ее конституционных прав статьями 182, 185, 210, 216, 295 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 51 и 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьями 38 и 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только административный истец определяет, к кому предъявлять административное исковое заявление (пункт 3 части 2 статьи 125) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. В случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим (часть 1 статьи 43).
По смыслу ст. 130 КАС РФ, регулирующей вопрос оставления административного иска без движения и его возвращение, административный иск может быть возвращен, если обнаруженные судом недостатки препятствуют возбуждению административного дела, так как их устранение на следующей стадии процесса невозможно либо приведет к существенному нарушению процессуального закона, в частности невозможности исполнения решения суда.
Между тем, названные в определении об оставлении административного иска без движения обстоятельства не свидетельствуют о наличии препятствий к возбуждению административного дела. Выбор того или иного ответчика осуществляется является правом, а не обязанностью административного истца. При этом из материала усматривается, что ходатайство Рахманова В.В, содержащее просьбу о предоставлении сведений о ходе исполнительного производства, взыскателем по которому он является, было адресовано УФССП России по г. Москве. И именно бездействия указанного административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении поступившего ходатайства, оспариваются Рахмановым В.В. Уточнение же административного иска допускается на стадии его рассмотрения.
При таких обстоятельствах суд, оставив административный иск без движения, необоснованно создал препятствия в рассмотрении спора по существу заявленных требований, а потому определение суда подлежит отмене с направлением материалов в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 02 ноября 2018 года отменить, направить материалы по административному исковому заявлению Рахманова В.В. к УФССП России по г. Москве о признании незаконными действий (бездействий) в суд первой инстанции для рассмотрения административного иска со стадии принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.