Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лещикова Владимира Андреевича об оспаривании кадастровой стоимости нежилых зданий,
УСТАНОВИЛ:
Лещиков В.А. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Консалтинговая группа "ИРВИКОН", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 136 330 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *1, в размере 203 770 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *2, в размере 119 390 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *3, по состоянию на 16 февраля 2017 в размере 31 900 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *4.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником названных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 363 839 855 рублей 86 копеек в отношении здания с кадастровым номером *1; в размере 517 842 705 рублей в отношении здания с кадастровым номером *2; в размере 310 648 481 рубля 74 копеек в отношении здания с кадастровым номером *3; по состоянию на 16 февраля 2017 года в размере 82 522 507 рублей 90 копеек в отношении здания с кадастровым номером *4.
Поскольку административный истец является собственником названных объектов недвижимого имущества, несоответствие внесённой в ЕГРН кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости спорных объектов.
Административный истец Лещиков В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Лещикова В.А. по доверенности Подлужная А.Х. в судебном заседании требования в части установления размера кадастровой стоимости нежилых зданий уточнила, просила установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Воротников В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат здания с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 14-22).
В отношении спорных объектов утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 363 839 855 рублей 86 копеек в отношении здания с кадастровым номером *1; в размере 517 842 705 рублей в отношении здания с кадастровым номером *2; в размере 310 648 481 рубля 74 копеек в отношении здания с кадастровым номером *3; по состоянию на 16 февраля 2017 года в размере 82 522 507 рублей 90 копеек в отношении здания с кадастровым номером *4, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 20-23).
Административный истец Лещиков В.А. в соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий влияют на права и обязанности Лещикова В.А. как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, административный истец 1 февраля 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Лещиковым В.А. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий были представлены отчеты от 30 января 2019 года N *, от 31 января 2019 года N *, подготовленные по заданию заявителя ООО "Консалтинговая группа "ИРВИКОН", в которых по состоянию на 1 января 2018 года определена рыночная стоимость в размере 136 330 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *1, в размере 203 770 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *2, в размере 119 390 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *3, по состоянию на 16 февраля 2017 в размере 31 900 000 рублей в отношении здания с кадастровым номером *4.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Московский кадастровый центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *1 по состоянию на 1 января 2018 года по результатам судебной экспертизы составляет 211 850 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *2 - 301 280 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *3 - 213 640 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *4 по состоянию на 16 февраля 2017 года - 74 310 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Консалтинговая группа "ИРВИКОН", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "Консалтинговая группа "ИРВИКОН", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3 по состоянию на 1 января 2018 года; нежилого здания с кадастровым номером *4 по состоянию на 16 февраля 2017 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что Лещиков В.А. не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 1 февраля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 211 850 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *2 - в размере 301 280 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *3 - в размере 213 640 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *4, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 16 февраля 2017 года, в размере 74 310 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 февраля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.