Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Гудовичевой Л.В., поданную в защиту Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", на вступившие в законную силу постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года N 31-00682 , решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года N 31-00682 Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" (далее - ГБУ ЦСПСиД "Истоки", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000, 00 (сорок тысяч рублей) рублей.
Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Учреждения Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Гудовичева Л.В. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов, о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что Учреждение не является субъектом вменённого ему в вину административного правонарушения, поскольку предоставляет социальные услуги населению, а потому требования СанПин СП 2.3.6.1079-01 на Учреждение не распространяются; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.6.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N52-ФЗ) при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2018 года по адресу: г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д.19, корп.1, и 22 марта 2018 года по адресу: г.Москва, Волжский бульвар, д. 11, при проведении по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 14 марта 2018 года N 01-31-00021 плановой выездной проверки ГБУ ЦСПСиД "Истоки", выявлены нарушения ст.17 Федерального закона от 30.03.1999 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3.3, 3.8, 5.1, 5.5, 6.1, 6.5, 6.16, 8.1, 8.2, 9.10, 13.4, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31.
Так, нарушения по адресу г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д.19, корп.1 выразились в следующем: не оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды раздаточная и моечная буфета; не обеспечено соблюдение требований к последовательности (поточности) технологического процесса, исключающие встречные потоки готовой продукции, использованной и чистой посуды (холодильный шкаф для хранения готовых блюд установлен не в раздаточной буфета, а в помещении моечной посуды, готовые блюда освобождаются от термоконтейнеров в обеденном зале перед раздаточной); буфет раздаточная не обеспечен мармитом для первых блюд; не обеспечено наличие разделочной доски и ножа для резки хлеба на рабочем месте буфетчицы; хлеб ржано-пшеничный доставляется в упаковке от производителя в нарезке, не соответствующе выходу хлеба в меню (20г); допускается доготовка салатов буфетчицей (заправка маслом) при отсутствии технической документации (технологической карты); не обеспечен отбор и хранение суточной пробы от доготовленного в буфете холодного блюда - салата (заправка масла и перемешивание блюда проводится буфетчицей); не обеспечено наличие вешалки для санитарной одежды перед входом в туалет сотрудников буфета; плиточное покрытие над мармитами имеет неплотное прилегание к стене.
Нарушения СП 2.3.6.1079-01 со стороны ГБУ ЦСПСиД "Истоки" по адресу г.Москва, Волжский бульвар, д. 11 состоят в следующем: не обеспечено оборудование воздушных разрывов (не менее 20 мм от верха приемной воронки) при присоединении моечных ванн к приемным устройствам канализации; не обеспечено соблюдение требований к последовательности (поточности) технологического процесса, исключающие встречные потоки готовой продукции, использованной и чистой посуды (холодильный шкаф для хранения готовых блюд установлен не в раздаточной буфета, рядом расположенные окна для приема готовых блюд, грязной посуды не промаркированы, дверь, используемая для выдачи готовых блюд не оборудована раздаточным окном); буфет-раздаточная не обеспечен мармитом для гарниров; не обеспечено наличие разделочной доски и ножа для резки хлеба на рабочем месту буфетчицы; хлеб ржано-пшеничный доставляется в упаковке от производителя в нарезке, не соответствующе выходу хлеба в меню (20г); установленные моечные ванны для мытья кухонной посуды не обеспечивают соблюдение режима мытья посуды щетками в воде с добавлением моющих средств, т.к. недостаточны по объему и размеру; допускается доготовка салатов буфетчицей (заправка маслом) при отсутствии технической документации (технологической карты); не обеспечен отбор и хранение суточной пробы от доготовленного в буфете холодного блюда - салата (заправка масла и перемешивание блюда проводится буфетчицей); не обеспечено наличие вешалки для санитарной одежды перед входом в туалет сотрудников буфета.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 01-31-00021 от 12 апреля 2018 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года N 31-00682 ГБУ ЦСПСиД "Истоки" привлечено к административной ответственности, установленной ст.6.6 КоАП РФ.
Однако с выводами должностного лица и судебных инстанций в части квалификации деяния Учреждения по ст. 6.6 КоАП РФ согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ( п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Административная ответственность за нарушение соответствующих требований при организации питания населения в таких специально оборудованных местах наступает по ст.6.6 КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, которые предъявляются к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
При этом нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения образует состав указанного административного правонарушения в случае, если оно допущено в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
ГБУ ЦСПСиД "Истоки" не является специализированной организацией, реализующей населению услуги питания в специально оборудованных местах, а буфет-раздаточная с обеденным залом, не является таким специально оборудованным местом.
Согласно Уставу Учреждение создано в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании, организации полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг несовершеннолетним, семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания ( п.2.2 Устава ГБУ ЦСПСиД "Истоки").
Государственный контракт на организацию горячего питания в ГБУ ЦСПСиД "Истоки" от 30.10.2016 NГК-543/16 заключен ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" с ООО "КДП-КЕТЕРИНГ".
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в данном случае допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в отделениях дневного пребывания детей и подростков Учреждения.
Согласно п. 1.2 СП 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Нарушение требований, установленных данной нормой, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
При таких обстоятельствах деяние ГБУ ЦСПСиД "Истоки" квалифицировано неправильно.
Совершенное противоправное, виновное деяние, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в отделениях дневного пребывания детей и подростков в социальном учреждении, влечет административную ответственность по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Изложенное отвечает правовой позиции, которая нашла свое отражение в Постановлении Верховного Суда РФ от 21.02.2019 N 11-АД19-4
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 01-31-00021 от 12 апреля 2018 года; распоряжением о проведении проверки от 14 марта 2018; фотоматериалами; приказом по организации питания в отделениях дневного пребывания детей и подростков ГБУ ЦСПСиД "Истоки" от 09.01.2018 N71; предписанием N 198 от 12 апреля 2018 года; протоколом отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды; поручением N 31-00215 от 07 марта 2018 года; техническим заданием организации горячего питания в ГБУ ЦСПСиД "Истоки"; Государственным контрактом NГК-543/16 организации горячего питания в ГБУ ЦСПСиД "Истоки" от 30.12.2016; устными показаниями свидетеля - специалиста-эксперта Тихоновой Н.В, полученными судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы, а также иными материалам дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности учреждения в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей не опровергают.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий учреждения согласуется с положениями п.20 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года N 31-00682, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года, вынесенные в отношении ГБУ ЦСПСиД "Истоки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ, подлежат изменению путем переквалификации совершенного Учреждением деяния на ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст.6.7 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, цели, для которых Учреждение создано, полагаю необходимым назначить ГБУ ЦСПСиД "Истоки" административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ 30 000,00 (тридцать тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года N 31-00682, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" изменить: переквалифицировать совершенное названным лицом деяние со ст.6.6 КоАП РФ на ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, назначив Учреждению административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 (тридцать тысяч) рублей.
В остальной части постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года N 31-00682, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника Учреждения Гудовичевой Л.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.