Заместитель председателя Московского городского суда Афанасьева Н.П., рассмотрев жалобу начальника отдела охраны окружающей среды Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", Учреждение) Паракина А.В. на вступившие в законную силу постановление N 0401-895/2018/ПСВАО временно исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 08 августа 2018 года, решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 02 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0401-895/2018/ПСВАО временно исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 08 августа 2018 года начальник отдела охраны окружающей среды ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Паракин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решением судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Паракина А.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 января 2019 года постановление N 0401-895/2018/ПСВАО временно исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 08 августа 2018 года и решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2018 года оставлены без изменения, жалоба Паракина А.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Паракин А.В. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, ссылается на то, что он является ненадлежащим субъектом административной ответственности, так как железобетонные отходы и другой строительный мусор на земельном участке складированы его прежним владельцем ГБУ "Доринвест"; на момент оформления договора безвозмездного пользования земельным участком N... от 10 января 2018 года, заключённого между Департаментом городского имущества города Москвы и ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", территория земельного участка находилась под снежным покровом, что не позволяло должным образом оценить состояние земельного участка; с весны на земельным участке Учреждение начало переработку железобетонных отходов и другого мусора, а также освобождение зелёных насаждений; им (Паракиным А.В.) были предприняты все необходимые меры по устранению нарушения природоохранного законодательства; у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, должностной оклад составляет 30 000 рублей в месяц, что является основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных актов.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы наступает за нарушение правил содержания зелёных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зелёных насаждений" (далее - Закон о защите зелёных насаждений) зелёные насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно ст. 2 Закона о защите зелёных насаждений защите подлежат все зелёные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зелёных насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зелёных насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зелёные насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зелёных насаждений.
В силу ст. 7 Закона о защите зелёных насаждений граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зелёных насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелёными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озеленённых территориях
На озеленённых территориях и в зелёных массивах запрещается складирование различных грузов, в том числе строительных материалов, а также осуществление других действий, способных нанести вред зелёным насаждениям.
В соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП) (далее - Правила) граждане, должностные и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зелёных насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зелёных насаждений и природных сообществ.
Содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелёными насаждениями и элементами благоустройства озеленённых территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объёмных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время (п. 2.11 Правил).
Правообладатели земельных участков территорий зелёного фонда города Москвы обязаны: обеспечить сохранность насаждений; не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д. (п. 9.1 Правил).
На озеленённых и природных территориях запрещается: складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек (п. 9.3 Правил).
Согласно материалам дела, в ходе проведения в период с 16 мая 2018 года по 15 июня 2015 года прокуратурой СВАО г. Москвы совместно с ОЭК СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, о защите зелёных насаждений установлено, что на земельном участке с кадастровым номером.., расположенном по адресу: г. Москва,.., переданном ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 10 января 2018 года N.., заключённого с Департаментом городского имущества города Москвы, начальником отдела охраны окружающей среда ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Паракиным А.В. в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей допущено нарушение правил содержания зелёных насаждений: отходы и материалы (арматура, шины от автомобилей, железо, скол асфальта и пр.) складированы на расстоянии менее 2, 5 м, вплотную к зелёным насаждениям (деревьям породы берёза, клён), допущено размещение материалов на корневой системе зелёных насаждений. Паракиным А.В. с момента назначения ответственным за соблюдение требований в области охраны окружающей среды (с 01 февраля 2018 года и до момента проверки) не предприняты меры к надлежащему содержанию зелёных насаждений, что является нарушением ст. 7 Закона о защите зелёных насаждений, п.п. 9.1, 9.3 Правил.
Действия (бездействие) начальника отдела охраны окружающей среда ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Паракина А.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и виновность Паракина А.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением прокурора Северо-Восточного административного округа г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 04 июля 2018 года; решением о проведении проверки от 14 мая 2018 года; актом проверки; фототаблицей; копией договора безвозмездного пользования земельным участком N... от 10 января 2018 года; должностной инструкцией начальника отдела охраны окружающей среды ГБУ "Автомобильные дороги"; приказом от 05 февраля 2018 года N 27, а также другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности начальника отдела охраны окружающей среда ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Паракина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Паракина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, так как он предпринял надлежащие меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, с весны 2018 года ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" начало переработку железобетонных отходов и другого мусора, а также его перевозку с земельного участка, является несостоятельным.
Так, в ходе проверки, проведённой в период с 16 мая 2018 года по 15 июня 2018 года, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: г. Москвы,... допущено нарушение правил содержания зелёных насаждений: отходы и материалы (арматура, шины от автомобилей, железо, скол асфальта и др.) складированы вплотную к зелёным насаждениям - деревьям породы берёза и клён, допущено размещение материалов на корневой системе зелёных насаждений. Приведённые обстоятельства подтверждаются актом проверки (л.д. 70) и фототаблицей (л.д. 71-72).
Пользователем указанного земельного участка на основании договора безвозмездного пользования земельным участком N... от 10 января 2018 года является ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", которое в соответствии с требованиями действующего законодательства города Москвы несёт ответственность за соблюдение правил содержания зелёных насаждений, размещённых на земельном участке.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании приказа первого заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Воропаева Т.Н. от 05 февраля 2018 года N 27 начальник отдела охраны окружающей среды Паракин А.В. с 1 февраля 2018 года назначен ответственным за выполнение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований в области охраны окружающей среды в Учреждении.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела установлено, что с момента назначения ответственным за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и до проведения проверки в период с 16 мая 2018 года по 15 июня 2015 года Паракиным А.В. не были приняты своевременные и достаточные меры для обеспечения надлежащего содержания зелёных насаждений на земельном участке с кадастровым номером... в соответствии с установленными правилами при наличии возможности по их соблюдению.
При таких обстоятельствах действия Паракина А.В. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, оснований для освобождения его от административной ответственности, в том числе в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Равным образом довод заявителя о необходимости назначения ему административного наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, не влечёт изменение постановления должностного лица и судебных решений.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 22 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Буквальное толкование приведённой нормы КоАП РФ указывает на то, что она подлежит применению только к административным правонарушениям, предусмотренным соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ, и не распространяет своё действие на законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность за правонарушения.
Вместе с тем административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, назначено начальнику отдела охраны окружающей среды ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Паракину А.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом, судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях Паракина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебных актах. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о доказанности вины Паракина А.В. в совершении административного правонарушения материалы дела не содержат.
Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений.
Судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении проверили дело в полном объёме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынесли законные и обоснованные решения.
Срок давности и порядок привлечения начальника отдела охраны окружающей среды ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" Паракина А.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 0401-895/2018/ПСВАО временно исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 08 августа 2018 года, решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 02 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении начальника отдела охраны окружающей среды Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги" Паракина А.В. оставить без изменения, жалобу Паракина А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Н.П. Афанасьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.