Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., рассмотрев кассационную жалобу Вьюшина А.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 24 мая 2019 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Вьюшина А.Н. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, обязании поставить на учет,
установил:
Вьюшин А.Н. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России и обязании поставить на учет, ссылаясь на то, что имея необходимую выслугу лет, обратился во ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако решением Комиссии ФСИН России от 08 сентября 2016 года ему отказано в постановке на учет по п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с отсутствием обязательных документов. Истец полагает данное решение ответчика незаконным, нарушающим его права, поскольку им были представлены все необходимые документы для решения данного вопроса.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года постановлено:
В удовлетворении требований Вьюшина А* Н* к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России и обязании поставить на учет - отказать в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с пунктом 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Согласно пп. "и" п. 5 указанных Правил, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Судом установлено, что Вьюшин А.Н, прапорщик внутренней службы, начальник караула отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 25 марта 2014 года.
Представлены документы на состав семьи из четырех человек: заявитель, супруга - *, сын - *, * г.р, сын - *, * г.р.
Заявитель с 23 октября 2013 года, супруга с 18 февраля 2002 года, сыновья с 14 февраля 2013 года по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом доме по адресу: * (общая площадь не указана), принадлежащем на праве собственности Караваевой Н.Н. в соответствии с представленной справкой от 11 марта 2014 года N 487).
По данному адресу представлены: свидетельства о регистрации по месту жительства от 14 февраля 2013 года N 18 и N 19, справка о том, что дом принадлежит * на праве личной собственности и финансово-лицевые счета не ведутся, выписка из домовой книги от 05 марта 2014 года N 43, согласно которой по данному адресу постоянно зарегистрированы 4 чел. (заявитель, супруга, сын, сын).
Ранее заявитель в периоды с 29 сентября 2010 года по 29 сентября 2011 года, с 07 октября 2011 года по 07 октября 2012 года и с 16 ноября 2012 года до 01 ноября 2015 года был зарегистрирован по адресу: * (в соответствии с представленной справкой о регистрации от 21 марта 2014 года N 22301). Отсутствует выписка из домовой книги и лицевого счета.
08 сентября 2016 года комиссией ФСИН России было принято решение (выписка из протокола N 70) об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Втюшиным А.Н. исковых требований исходя из того, что решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредоставлением им документов, предусмотренных п. 5 Правил законно и обоснованно.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился, одновременно указав на то, что из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Вьюшина А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление им документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно выписки из домовой книги и лицевого счета по адресу помещения: *.
Несоблюдение истцом установленных Правилами требований при обращении с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно: непредставление им сведений по площади по адресу: *, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Доводы заявителя о том, что достаточность документов, предоставленных вместе с заявлением о постановке на учет, проверена территориальной подкомиссией ФСИН России - УФСИН России по Ивановской области, несостоятельны ввиду следующего.
Согласно п.п.10.1, 10.2, действовавшего на момент подачи заявления в территориальную подкомиссию Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 гола N 496, территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе, функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом в целях выполнения возложенных на них функций, территориальные подкомиссии наделены полномочиями по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Таким образом, территориальная подкомиссия уполномочена на проверку соответствия представленных заявителю документов установленному перечню, а также их оформления, но не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, равно как и непосредственно принятие решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо решения об отказе в постановке на такой учет
Доводы заявителя о том, что суд первой инстанции не учел, что по адресу: *, истец и его сыновья были зарегистрированы по месту пребывания, а не по месту жительства, правового значения по делу не имеет, поскольку в силу пп. "з" п. 5 Правил заявитель обязан предоставить документы: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Таким образом, предоставление документов не находится в зависимости от вида регистрации: по месту жительства или по месту пребывания.
Доводы заявителя о том, что им в Комиссию ФСИН России направлен вторичный рапорт, к которому приложены заменяющие документы: поквартирная карточка и финансовая карточка на жилое помещение по адресу: *, а также заявление на имя начальника ЖКХ Администрации г. Иваново, в связи с невозможностью получения копии лицевого счета за период 2010-2013 гг, и ответ на данное заявление об отсутствии информации от 23 октября 2017 года, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку из материалах дела следует, что повторный рапорт, датированный 17 ноября 2017 года, с указанным пакетом документов был направлен истцом в тот же день, то есть 17 ноября 2017 года, а оспариваемое решение ответчиком было принято 08 сентября 2016 года.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Вьюшина А.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 апреля 2019 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.