Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Бабичева П.Е., поступившую в Московский городской суд 30 мая 2019 года, на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 22 января 2018 года, дополнительное решение Щербинского районного суда г. Москвы от 23 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2018 года по административному исковому заявлению Бабичева П.Е. к Прокуратуре Новомосковского административного округа г. Москвы о признании действий по проведению проверки, по внесению представления незаконными, о признании представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции незаконным, об обязании устранить допущенное нарушение прав, о взыскании судебных расходов,
установил:
Бабичев П.Е. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить представление Прокуратуры Новомосковского административного округа города Москвы (далее-Прокуратура НАО г..Москвы) "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" N *, признать незаконным требования Прокуратуры НАО г..Москвы о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушинское в г..Москве Бабичева П.Е, взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что 27 июля 2017 года в Совет депутатов поселения Марушинское в г..Москве внесено представление прокуратуры Новомосковского административного округа "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" N 86-1-2017/5394 от 30.06.2017 с требованием прокурора Харитонова И.В. о прекращении досрочно полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушинское в г..Москве Бабичева П.Е, в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По мнению административного истца, задания Прокуратуры г..Москвы о проведении ревизии исполнения требований по предоставлению сведений о доходах за 2015-2016 год депутатами внутригородского муниципального образования - поселения Марушинское в г..Москве не было; в Прокуратуре НАО г..Москвы нет материалов проверки, нет отчета исполнителя о проверке и докладной записки по результатам проверки. О проверке административный истец не предупреждался, пояснений никаких не давал, о проверке узнал 27 июля 2017 года из копии представления Прокуратуры НАО г..Москвы. Сведения о доходах и имуществе других депутатов не проверялись. У прокуратуры нет полномочий проверять сведения о доходах и имуществе депутатов, такие полномочия возложены на органы государственной власти субъекта РФ.
Действия Прокуратуры НАО г..Москвы по проведению проверки, по внесению представления, а также представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции административный истец считает незаконными, поскольку нарушены его права, послужившие основанием для лишения его депутатских полномочий.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 22 января 2018 года и дополнительным решением Щербинского районного суда г. Москвы от 23 октября 2018 года постановлено:
Административное исковое заявление Бабичева П* Е* к Прокуратуре Новомосковского административного округа города Москвы о признании действий по проведению проверки, по внесению представления незаконными, о признании представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции незаконным, об обязании устранить допущенное нарушение прав, о взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Исковые требования Бабичева П* Е* к Прокуратуре Новомосковского административного округа города Москвы о признании незаконным содержащегося в представлении прокуратуры требования о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушинское в г. Москве Бабичева П.Е. оставить без удовлетворения
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2018 года решение нижестоящего суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, просит удовлетворить в полном объеме требования административного искового заявления Бабичева П*Е* к Прокуратуре Новомосковского административного округа города Москвы о признании незаконными, нарушающими права истца действия прокуратуры Новомосковского административного округа по проверке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве Бабичева П* Е*, по внесению в Совет депутатов поселения Марушкинское в городе Москве представления прокуратуры Новомосковского административного округа за подписью окружного прокурора И.В.Харитонова "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" (30.06.2017 N86-1-2017/5394); о признании незаконными представления прокуратуры Новомосковского административного округа за подписью окружного прокурора И.В.Харитонова "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" (30.06.2017 N86-1 -2017/5394, внесенного в Совет депутатов поселения Марушкинское в городе Москве 27 июля 2017 года), равно, как и содержащегося в нем требования "прекратить досрочно полномочия депутата Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве Бабичева П* Е* в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера") и обязать прокуратуру Новомосковского административного округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истца, взыскать судебные расходы.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы РФ.
В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" N 2202-1 от 17.01.1992 г, в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
Согласно пункту 11 статьи 25 Устава поселения Марушинское полномочия депутата могут быть досрочно прекращены в том числе, в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами. К ним относится неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предоставлять достоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
При этом, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно ч.1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Исходя из анализа статей 3, 6-11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.
Судом установлено, что прокурором Новомосковского административного округа г. Москвы Харитоновым И.В. на основании задания Прокуратуры города Москвы от 20 марта 2017 года * по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Совет депутатов Марушинское в г. Москве внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции * от 30 июня 2017 года с требованием, в том числе о прекращении досрочно полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушинское в г. Москве Бабичева П.Е, в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В представлении отражен установленный в ходе проверки факт, что депутатом Совета депутатов поселения Марушинское в г. Москве Бабичевым П.Е. представлены недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. Так, в сведениях о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год Бабичевым П.Е. в разделе 1 не указаны полученные в отчетном периоде доходы, Бабичев П.Е. в 2015 году являлся пенсионером и получал назначенную пенсию. В разделе 3 сведений за 2015 год не указано местонахождение квартиры, площадь, реквизиты договора о передаче квартиры в собственность, а также сведения о лицах - собственниках квартиры. В разделе 5 за 2015 год не указаны реквизиты договора по приобретению акций ОАО "АвтоВАЗ", а в сведениях за 2015 и 2016 годы не указан уставной капитал и адрес коммерческой организации. В сведениях за 2015 и 2016 годы не указан доход, полученный от 600 акций коммерческой структуры, документов, подтверждающих отсутствие дохода с акций, не приложено. В сведениях за 2015 год отсутствует последний лист с датой их предоставления и подписи.
15 сентября 2017 года комиссией Совета депутатов поселения Марушинское по противодействию коррупции принято решение о рассмотрении 18 сентября 2017 года в 11 час. 00 мин. на заседании Совета депутатов поселения Марушинское представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с участием прокурора.
18 сентября 2017 года Советом депутатов поселения Марушинское в г. Москве принято решение N 2/53 о прекращении досрочно полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушинское в г. Москве Бабичева П* Е*, избранного по многомандатному избирательному округу N 1 поселения Марушинское в г. Москве.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства о прокуратуре, отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку у Прокуратуры НАО г. Москвы имелись основания для проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, внесения представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции; Прокуратура НАО г. Москвы была вправе проводить проверку и по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, вносить в Совет депутатов поселения Марушинское в г. Москве представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, поскольку Бабичевым П.Е. не были исполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 и 2016 годы; оспариваемое представление вынесено без нарушения прав административного истца и на законных основаниях, в связи с выявленными фактами нарушения законодательства о противодействии коррупции, в пределах полномочий прокурора, который самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования, и вправе требовать устранения выявленных нарушений.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, одновременно указав на то, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона "О противодействии коррупции"; при таких обстоятельствах представление Прокурора НАО г. Москвы об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции соответствуют действующему законодательству.
Выводы судебных инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Бабичева П.Е, на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 22 января 2018 года, дополнительное решение Щербинского районного суда г. Москвы от 23 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2018 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.