Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Галкина И.А., Галкиной И.А., поступившую в Московский городской суд 17 июня 2019 года, на решение Головинского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 февраля 2019 года по административному исковому заявлению Галкина И.А., Галкиной И.А. к Главе МО Головинский г. Москвы и Главе администрации муниципального округа Головинский г. Москвы о признании действий незаконными,
установил:
Административные истцы Галкин И.А, Галкина И.А. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконными действия Главы муниципального округа Головинский Архипцовой Н.В. по представлению 23 июля 2018 года ответов не по существу поставленных в обращении от 26 июня 2018 года вопросов; признать незаконными действия Главы администрации муниципального округа Головинский Кудряшова И.В. по представлению 23 июля 2018 года ответов не по существу поставленных в обращении от 26 июня 2018 года вопросов, указав Совету депутатов и администрации МО Головинский на необходимость опубликования в ближайшем номере муниципальной газеты "Наше Головино" и на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального округа Головинский решения суда по настоящему делу, ссылаясь на то, что 26 июня 2018 года административные истцы обратились к главе МО Головинский и к главе администрации МО Головинский с просьбой предоставить заверенные в установленном порядке копии протоколов заседаний Совета депутатов МО Головинский четвертого созыва за период с мая 2018 года по июнь 2018 года включительно; протокола и решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Головинский по контракту, проведенного 15 мая 2018 года на основании решения Совета депутатов МО Головинский четвертого созыва за период с мая 2018 года по июнь 2018 года включительно. Однако административные ответчики от предоставления запрошенных документов самоустранились и потребовали от административных истцов уточнить, по каким вопросам, рассмотренным на указанных заседаниях, административные истцы являются заинтересованным лицом, а также сослались на то, что окончательный результат конкурса размещен на сайте органов местного самоуправления муниципального округа Головинский в разделе "Муниципальная служба".
Тем самым, ответы по существу на поставленные административными истцами в обращении от 26 июня 2018 года не получены, что нарушает права и законные интересы граждан и административных истцов как жителей МО Головинский на получение ответов по существу и в установленный срок.
Решением Головинского районного суда города Москвы от 04 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 февраля 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Головинский N 37 от 27 марта 2018 года назначено проведение конкурса на замещение должности главы администрации МО Головинский по контракту.
15 мая 2018 года состоялись заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Головинский по контракту. Заседания проводились в закрытом режиме в два этапа: конкурс документов (1 этап) и собеседование (2 этап).
26 июня 2018 года руководитель Головинского отделения РОО "Закон и Порядок" Галкина И.А. и член Головинского отделения РОО "Закон и Порядок" Галкин И.А. обратились к Главе МО Головинский и Главе администрации МО Головинский с просьбой предоставить заверенные в установленном порядке копии протоколов заседаний Совета депутатов МО Головинский четвертого созыва за период с мая 2018 года по июнь 2018 года включительно, протокола и решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Головинский по контракту, проведенного 15 мая 2018 года на основании решения Совета депутатов МО Головинский от 27 апреля 2018 года N 37; предоставить аудиовидеозаписи заседаний Совета депутатов МО Головинский четвертого созыва за период с мая 2018 года по июнь 2018 года включительно.
23 июля 2018 года Главой администрации муниципального округа Головинский Кудряшовым И.В. в адрес руководителя Головинского отделения РОО "Закон и порядок" Галкиной И.А. и в адрес члена Головинского отделения РОО "Закон и порядок" Галкина И.А. направлены ответы, в которых указано, что в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский депутаты и иные заинтересованные лица, участвовавшие в открытом заседании Совета депутатов, могут ознакомиться с протоколом заседания. При необходимости депутатам может предоставляться выписка из протокола заседания Совета депутатов. Заверенная копия протокола (или выписка из него) предоставляется заинтересованному лицу по письменному запросу, направленному главе муниципального округа. В ответе указано, что в обращении административных истцом не уточняется, по каким вопросам, рассмотренным на указанных заседаниях Совета депутатов, и в какой части заявители являются заинтересованными лицами. Кроме того ответ содержит сведения, что необходимые документы по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Головинский по контракту размещены в свободном доступе на сайте органов местного самоуправления муниципального округа Головинский в разделе "Муниципальная служба". Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Головинский по контракту размещен также в газете муниципального округа Головинский "Наше Головино" N 3(146), 2018 г. Заявителям разъяснена возможность воспользоваться загрузкой (скачиванием) аудио-видео записей заседаний Совета депутатов, размещенных на официальном сайте nashi-golovino.ru.
Главой муниципального округа Головинский Архипцовой Н.В. 23 июля 2018 года в адрес руководителя Головинского отделения РОО "Закон и порядок" Галкиной И.А. и в адрес члена Головинского отделения РОО "Закон и порядок" Галкина И.А. направлены аналогичные ответы, в которых дополнительно указано, что копию аудио-видео записи заседаний Совета депутатов заявители могут получить в администрации при предоставлении записывающего устройства (флэш-накопитель).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействий, нарушающих права административных истцов.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился, одновременно указав на следующее.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации нормотворческие полномочия, закрепил в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления (преамбула). К ним относятся и правила замещения должности главы муниципального образования.
Так, статьей 36 названного Федерального закона предусмотрена возможность избрания главы муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1 части 2), порядок же проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (абзац первый части 2.1).
Отношения, связанные с организацией муниципальной службы в городе Москве, поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), условиями и порядком прохождения и прекращения муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные служащие) регулируются Законом г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве".
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс (далее - конкурс), в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
В силу части 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" случаи и порядок проведения конкурса устанавливаются муниципальным правовым актом представительного органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 "Устава внутригородского муниципального образования Головинское в городе Москве" (принят решением муниципального Собрания Головинский в г. Москве от 03.12.2003 N 64-25) (ред. от 24.04.2018) (Зарегистрировано в Департаменте территориальных органов исполнительной власти г. Москвы 08.12.2003 N 111) Глава муниципального округа избирается депутатами Совета депутатов из своего состава путем открытого голосования на срок полномочий Совета депутатов. Порядок избрания главы муниципального округа устанавливается Регламентом Совета депутатов.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что решение об избрании главы муниципального округа принимается большинством в две трети голосов от численности депутатов Совета депутатов, установленной частью 3 статьи 8 настоящего Устава.
Во исполнение Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" решением Совета депутатов муниципального округа Головинский N 8 от 26 января 2016 года утвержден Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального округа Головинский по контракту. Данное решение Совета депутатов не оспорено и является действительным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский, депутаты и иные заинтересованные лица, участвовавшие в открытом заседании Совета депутатов, могут ознакомиться с протоколом заседания. При необходимости депутатам может предоставляться выписка из протокола заседания Совета депутатов. Заверенная копия протокола (или выписка из него) предоставляется заинтересованному лицу по письменному запросу, направленному главе муниципального округа.
Административные истцы депутатами муниципального округа Головинский не являются, участия в заседании Совета депутатов по проведению конкурса на замещение должности главы администрации не принимали, и кроме того, повлиять на его результаты не могли в силу Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве", а также пункта 2 статьи 14 "Устава внутригородского муниципального образования Головинское в городе Москве", в связи с чем по смыслу действующего законодательства Галкин И.А. и Галкина И.А. не могут быть отнесены к заинтересованным лицам, в отношении которых у Главы муниципального округа возникает обязанность по представлению копии протокола заседания Совета депутатов.
Кроме того, обращения административных истцов были рассмотрены компетентными лицами, ответы на них были направлены, в связи с чем действия административных ответчиков соответствуют требованиям ст. 3 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", части 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Напротив, административными истцами не доказан факт нарушения их прав.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Галкина И.А, Галкиной И.А, поступившую в Московский городской суд 17 июня 2019 года, на решение Головинского районного суда г. Москвы от 04 декабря я 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 февраля 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.