Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Щегирева Д.Г., поступившую в Московский городской суд 18 июня 2019 года, на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 марта 2019 года по административному исковому заявлению Е.А. Уварова, А.В. Юкина, И.Л. Звезденкова, А.В. Колоскова, В.И. Дешиной, А.В. Горячева, А.В. Зайцева, Д.А. Давыденко, А.А. Зайцевой, Д.В. Лашкина, Н.А. Клименко, Н.А. Гражданкиной, В.Б. Ким, А.С. Закурдаева, А.Е. Давыденко, Д.Г. Щегирева, А.С. Васильева, О.Н. Агафоновой, А.М. Марченко, Н.Г. Сынтиной о признании незаконным решения Префектуры ЮЗАО г. Москвы о демонтаже и перемещении металлических гаражей автостоянки боксового типа ГСК "Торий-Авто", расположенной по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, вл. 19 (напротив),
установил:
Административные истцы обратились в суд с указанным выше административным исковым заявлением о признании незаконным решения Префектуры ЮЗАО г. Москвы о демонтаже и перемещении металлических гаражей автостоянки боксового типа ГСК "Торий-Авто", расположенной по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, вл. 19 (напротив), ссылаясь на незаконность принятия Префектурой оспариваемого решения, поскольку считают, что вопреки утверждениям административного ответчика у них оформлен договор аренды земельного участка, на котором расположена автостоянка с гаражами.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 марта 2019 года решение нижестоящего суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных, удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации защищаются равным образом.
В силу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении при-надлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц.
В связи с этим любое использование рассматриваемых земельных участков без выраженного в установленном порядке согласия уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы является нарушением гражданских прав г. Москвы на владение, пользование и распоряжение соответствующими земельными участками, которые подлежат защите способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ). Кроме этого, как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац четвертый п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
В правоотношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, субъект Российской Федерации - г. Москва выступает как собственник соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений (гражданами и юридическими лицами), что регламентировано п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом от имени г. Москвы правомочия собственника осуществляют уполномоченные органы государственной власти г. Москвы (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действуя в пределах своей компетенции, Правительство Москвы вправе определять полномочия подведомственных ему органов исполнительной власти г. Москвы, в том числе префектур административных округов и управ районов, что отражено в п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3 постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП (ст.ст. 17, 20, 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; ст.ст. 44, 45, 46 Устава г. Москвы; п. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65).
Предусмотренный порядок демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку (п. 7.2.1, 7.3 приложения 1 к Постановлению от 02.11.2012 N 614-ПП) в строгом соответствии с требованиями ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает соразмерность способов самозащиты совершенному нарушению и защиту прав владельцев объектов.
Согласно ч. 1 ст. 20 Устава города Москвы (Закон г. Москвы от 28.06.1995) в собственности города Москвы находится, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП утверждено Положение о префектуре административного округа города Москвы, в соответствии с п. 2.3.5, 2.3.14 которого префектура обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
Согласно п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Согласно п. 4 указанного Положения Управа района города Москвы:
На постоянной основе выявляет незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (4.1)
Осуществляет проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 2 дней с момента получения:
- обращений граждан и юридических лиц о незаконном размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе по-данных с использованием подсистемы Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы - портала "Наш город" (www.gorod.mos.ru);
- информации органов исполнительной власти города Москвы о выявлении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- информации префектуры административного округа города Москвы о прекращении действия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (4.2).
В случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, или подтверждения поступившей ин-формации о незаконном размещении объекта (п. 4.2) составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (4.3).
Форма указанного акта утверждается Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В течение 1 рабочего дня с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, направляет указанный акт в префектуру административного округа города Москвы. Акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, может быть направлен в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи) уполномоченного должностного лица (4.4).
Судом установлено, что на основании распоряжения исполнительного Комитета от 3 ноября 1987 года N 2939р "О разрешении Московскому городскому совету ВДОАМ оборудования легкими покрытиями сборно-разборными покрытиями временной платной охраняемой автостоянки N 317 по ул. Архитектора Власова" разрешено Московскому городскому совету ВДОАМ оборудовать временными легкими сборно-разборными покрытиями, за счет средств граждан временную платную охраняемую автостоянку N 317 на 180 машиномест производственного объединения гаражно-технического обслуживания МГС ВДОАМ по ул. Архитектора Власова.
Согласно Распоряжению Префектуры ЮЗАО от 14 января 1992 года N 28-РПЗ, в связи с обращением МГСА о расширении существующей автостоянки N 317 по адресу: ул. Архитектора Власова, Префектура ЮЗАО обязала застройщика оформить в отделе архитектуры и градостроительства Черемушкинского района договор на временное использование земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора краткосрочной аренды земельного участка от 8 августа 1996 года N М-06-500699, земельный участок предоставлен для некоммерческого использования автостоянки на 214 м/мест.
Согласно пункту 1.3 краткосрочный договор аренды земельного участка заключается сроком на 3 (три) года.
На основании пункта 8.1 Договора, каждая из сторон подтверждает, что по истечении срока действия Договора и его непродлении в связи с необходимостью использования земельного участка для государственных, городских, общественных нужд у арендодателя отсутствует обязанность, а у арендатора претензии и требования о компенсации средств, затраченных арендатором на освоение земельного участка.
В соответствии с пунктом 8.3 Договора, по истечении срока действия арендатор обязан принять меры к освобождению участка и возвратить арендодателю участок в последний день действия Договора. Исходя из условий Договора, Арендатор должен освободить земельный участок 8 августа 1999 года.
По обращению управы Ломоносовского района 20 февраля 2017 года Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Юго-Западного административного округа города Москвы рассматривался вопрос о размещении на земельном участке площадью 8600 кв.м. по адресу: ул. Архитектора Власова вл. 17-19, двухсот четырнадцати металлических боксов без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений.
20 февраля 2017 года Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО города Москвы принято оспариваемое решение N 3 о демонтаже и перемещении объектов, оформленное протоколом от 20 февраля 2017 года N 3. Решение опубликовано 20 февраля 2017 года на сайте Префектуры ЮЗАО.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался законностью оспариваемого решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО г. Москвы от 20 февраля 2017 года.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции о том, что решение о демонтаже стоянки принято в установленном порядке на основании решения компетентного органа - Окружной комиссии в соответствии с нормами действующего законодательства и Постановления Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614 - ПП, согласилась ввиду неоформления земельно - правовых отношений в установленном законом порядке.
Также, суд первой инстанции указал, на пропуск 3-месячного срока обращения в суд с административным иском об оспаривании решения Префектуры ЮЗАО г. Москвы, поскольку 20.02.2018 решение о демонтаже опубликовано на сайте http://uzao.mos.ru, а с административным иском истцы обратились в суд 31.07.2018, 3 - месячный срок обжалования в суд решения Префектуры ЮЗАО г. Москвы является пропущенным.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Щегирева Д.Г, на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 марта 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.