Судья Московского городского суда Притула Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе *** на постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от 21 февраля 2019 года, которым
*** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (военная форма войск СС),
установил:
18 февраля 2019 года о/у ЦПЭ УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве *** в отношении *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
*** обратился в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что вину не признавал, в протоколах не расписывался, протоколы составлены без его адвоката, процессуальные документы фальсифицированы, судья принял обвинительный уклон, при рассмотрении дела не были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявленные в суде ходатайства необоснованно отклонены.
*** и его защитник адвокат - *** явились, доводы полностью поддержали.
*** по обстоятельствам дела пояснил, что является солистом группы "***", во время проведения новогоднего концентра в клубе "***" был в рубашке и театральном костюме, а фото, имеющееся в деле, сделано в 2012 году с другого выступления, где он изображал злого героя в костюме для передачи характера музыки.
Адвокат *** по факту привлечении *** пояснил, что протокол составлен и подписан возле суда, права заявителю не разъяснены. Также пояснил, что владелец клуба отказался оплачивать отработанное выступление группы, ввиду чего обратился в органы, представив фотографии с другого выступления. Также отметил, что в протоколе изъятия вещей указано, что у *** изъята милицейская форма.
Допрошенный в качестве свидетеля ***, предупрежденный об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснил, что 16 декабря 2018 года был в клубе по вопросу организации и оплаты выступления. *** выступал в рубашке болотного цвета, подтяжках и брюках.
Допрошенная в качестве свидетеля ***, предупрежденная об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснила, что 16 декабря 2018 года выступала с группой *** в клубе "***", который был в рубашке болотного цвета, подтяжках и брюках.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, его защитника, допросив явившихся свидетелей, обсудив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения указанного постановления судьи.
Из материалов дела следует, судьей районного суда установлено, что 16 декабря 2018 года в 18 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. 5 в помещении клуба "***" лидер музыкальной группы "***" *** во время проведения концерта музыкальной группы "***" осуществлял публичное демонстрирование посетителям клуба нацистской символики, а именно: стоял на сцене в немецкой военной форме дивизии СС "***", демонстрирование которой запрещено Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и является нарушением требования ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов".
Действия *** квалифицированы судьёй по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях верно.
Факт административного правонарушения и вина *** в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом должностного лица о выявлении административного правонарушения; справкой об исследовании, согласно которому исследуемый объект - форма, в котором выступал *** во время концентра 16 декабря 2018 года отображают коммуникативную ситуацию демонстрации нацистской (фашистской) символики и атрибутики, а именно сдвоенная руна зиг (эмблема войск СС), манжетная лента СС с надписью ***, символ (имперского орла) - на военной форме, сходной до степени смешения с военной формой войск СС; актом осмотра; фотографиями и фототаблицей.
Протокол об административном правонарушении, в отношении *** по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы права, нарушение которых вменяется заявителю, протокол составлен в присутствии ***, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с протоколом он ознакомлен, копию для сведения получил, однако *** в присутствии понятых отказался от подписи в протоколе, что зафиксировано должностным лицом в порядке ч. 5 ст. 28.2 указанного Кодекса, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 названного Кодекса, протокол содержит.
При этом, отмечаю, что по смыслу ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 А (Х XI ) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, отказ, в силу личного волеизъявления от дачи объяснений, от подписания составленных в отношении него процессуальных документов и получения их копий является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, существенных недостатков, влекущих недействительность протокола, последний не содержит, в связи с чем, доводы жалобы о том, что протокол составлен в отсутствие ***, ему не разъяснены права, является несостоятельным. При этом, ссылка в жалобе на то, что при составлении протокола об административном правонарушении отсутствовал адвокат, не влечет данный протокол недопустимым доказательством, так как каких-либо письменных ходатайств о допуске к участию на данной стадии защитника *** не заявлял.
Вывод судьи подтверждается указанными доказательствами, которые получили оценку по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований не доверять им не имеется.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
В силу ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность (экстремизм), - в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций
Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д, а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
Под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики и символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, т.е. публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Из исследованных выше доказательств следует, что *** в нарушение названных требований закона публично демонстрировал нацистскую символику.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Принцип презумпции невиновности, закреплённый в ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
Доводы защиты о том, что *** не выступал в немецкой форме с нацистской символикой, о чем также подтвердили в суде допрошенные свидетели ***, а также защитой представлено в дело фото с новогоднего концерта, где *** в рубашке болотного цвета, подтяжках и брюках, откланяются, поскольку опровергаются письменными материалами дела, в том числе, фотографиями, рапортом, протоколом об административном правонарушении, из которых следует, что *** выступая в музыкальной группе в клубе, в военной форме дивизии СС "***" со сцены публично демонстрировал посетителям клуба нацистскую атрибутику и символику, что прямо запрещено вышеуказанным федеральным законом, что образует в действиях *** событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на представленный защитой в дело протокол изъятия вещей и документов от 25 февраля 2019 года, в котором указано, что у *** изъята милицейская куртка, не опровергает установленных в судебном заседании обстоятельств совершения *** правонарушения по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, оригинал указанного протокола от 25 февраля 2019 года в материалах настоящего дела отсутствует.
Вопреки доводам жалобы, сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации суду апелляционной инстанции не представлено.
Ссылка на то, что судья неправомерно отказал в удовлетворении ходатайств, заявленных стороной защиты, не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, так как по смыслу ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Требования ст. 24.4 названного Кодекса судьей районного суда выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайств судья мотивировал в определениях от 21 февраля 2018 года (л.д. 69, 72, 75). Обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, не имеется.
Административное наказание назначено *** в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.5 и ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом личности виновного, а также характера совершенного административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от 21 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** оставить без изменения, жалобу *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.