Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. на решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 21 марта 2019 года, которым постановлено:
"Постановление заместителя председателя - начальника контрольно-правового управления Региональной Энергетической Компании Сахалинской области N *** от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя председателя - начальника контрольно-правового управления Региональной Энергетической Компании Сахалинской области N *** от 27 августа 2018 врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи районного суда названное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми постановлениями, врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что полномочий по осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением, применением цен (тарифов), утверждению цен (тарифов) на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, а также по рассмотрению дел об административном правонарушении за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) за оказываемые ФГУП "Нацрыбресурс" услуги, РЭК Сахалинской области не имеет. Дело об административном правонарушении рассмотрено РЭК с нарушением требования ч. 1
ст. 29.5 КоАП РФ, что является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления. Оспариваемым постановлением Харьков С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а именно не утверждение тарифов на услуги оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск в органе регулирования. Оспариваемое постановление вынесено одновременно с постановлениями N ** и N ** от 03 августа 2018 года о привлечении Харькова С.В. к административной ответственности по тому же факту совершения противоправного действия (бездействия) за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а именно не утверждение тарифов на услуги оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск в органе регулирования.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника Харькова С.В. - Донец Л.С, поддержавшую доводы жалобы, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований к отмене или изменению обжалуемых постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно статье 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Положение), определяет: целии методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы); основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; правила государственного регулирования тарифов (пункт 1 Положения).
Пунктом 3 Положения установлено, что Государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях: создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек; обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; повышение качества оказываемых услуг.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в числе которых относятся услуги по предоставлению причалов (пункт 7).
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, ФГУП "Нацрыбресурс" заключило с ООО "***" договор N *** от 14 июля 2017 года на возмездное оказание услуг, в соответствии с которым ФГУП "Нацрыбресурс" предоставляет услуги по обслуживанию судов, владельцем и/или представител ем которых является ООО "**** ", во время их стоянки у причала морского терминала Сев еро-Курильск морского порта Невельск; те рритории причалов для временног о складирования (технологического накопления) грузов; предоставлению причала для проведения погрузо- разгрузочных работ.
Приложением N 1 к договору N *** от 14 июля 2017 года установлены Единичные расценки оказания услуг за пре доставление причальной стенки причала для ст оянки судна без проведения ПРР; предоставление причальной стенки причала для длительной стоянки судов, кроме промысловых и маломерных судов, без проведения ПРР; предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерных судов у причала, без проведения ПРР; предоставлен ие причалов для осуществления п огрузо-разгрузочных работ.
ООО "Спиро" представило счета, акты выполненных работ, выставленные ФГУП "Нацрыбресурс" за предоставление причальной стенки причала: N 564 от 28 августа 2017 года; N 574 от 30 августа 2017 года; N 623 от 07 сентября 2017 года; N 706 от 11 октября 2017 года; N 712 от 17 октября 2017 года; N 14 от 11 января 2018 года; N 32 от 19 января 2018 года; N 48 от 29 января 2018 года; N 182 от 26 марта 2018 года.
Кроме того, имеется исковое заявление ООО "Парамушир-Строй" о взимании с него платы за предоставление причала по неустановленным тарифам со стороны ФГУП "Нацрыбресурс".
Так, между ООО "***" и ФГУП "Нацрыбресурс" был заключен договор N 19 от 14 июля 2017 года, в соответствии с которым ФГУП "Нацрыбресурс" выставляло счета за предоставление причальной стенки причала морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск. Предоставлены счета: N 611 от 31 августа 2018 года; N 698 от 30 сентября 2017 года; N 735 от 30 октября 2017 года; N 797 от 30 ноября 2017 года; N 833 от 31 декабря 2017 года.
Вместе с тем для ФГУП "Нац рыбресурс" тарифы на услуги стоянки судов у причала не установлены, Предприятие с соответствующим заявлением об установлении тарифов в уполномоченные государственные органы не обращалось, что свиде тельствует о нарушении ФГУП "Нац рыбресурс" законодательства о государственном регулировании цен.
Факт совершения Харьковым С.В. административного правонарушения подтверждается:
- договором N***0 на возмездное оказание услуг в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск от 14 июля 2017 года;
- тарифами на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом;
- заявкой на предоставление причала для осуществления погрузо-разгрузочных работ;
- заявкой на предоставление складирование груза;
- справками-расчетами; счетами на оплату;
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- протоколами об административном правонарушении;
- иными материалами дела.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Выводы должностного лица административного органа о виновности Харькова С.В. в совершении административного правонарушения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что полномочий по осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением, применении цен (тарифов), утверждению цен (тарифов) на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, а также по рассмотрению дела об административном правонарушении за нарушение установленного порядка регулирования цент (тарифов) за оказываемые ФГУП "Нацрыбресурс" услуги, РЭК Сахалинской области не имеет, суд не может принять во внимание.
Пункт 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утв. постановлением Правительства Сахалинской области от 10.12.2008 N 950 устанавливает, что "государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
Пункт 3 данного Положение раскрывает понятие государственного регулирования.
"Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов)".
Таким образом, данное Положение устанавливает норму, в соответствии с которой, ФГУП "Нацрыбресурс" за установлением тарифа на услуги в транспортных терминалах, могло бы обращаться в РЭК Сахалинской области, а РЭК Сахалинской области только после того, как предприятие было бы включено в реестр субъектов естественной монополий и не было бы включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имело бы право установить тарифы для ФГУП "Нацрыбресурс".
Если бы ФГУП "Нацрыбресурс" было бы включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, тарифы бы устанавливались ФАС России.
В соответствии с пунктом 3.10.3. Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, РЭК Сахалинской области рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и привлекает к ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.
Согласно пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов РФ, органы регулирования субъектов РФ участвуют в контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Кроме того, статья 23.51 КоАП РФ, закрепляет за РЭК Сахалинской области, право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено РЭК с нарушением требования ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, голословен и не является основанием для отмены постановления.
Довод жалобы, что оспариваемое постановление вынесено одновременно с постановлениями от 03 августа 2018 года N *** и N *** о привлечении Харькова С.В. к административной ответственности по тому же факту совершения противоправного действия (бездействия) - за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) - не утверждённых тарифов на услуги оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск в органе регулирования, подлежит отклонению, поскольку по делу об административном правонарушении
N 51/2018, Харьков С.В. привлечен по факту выставления счетов ООО "***" за предоставление причалов N 156 от 15 марта 2018 руб. и N 215 от 04 апреля 2018г, а по делу об административном правонарушении N 61/2018 заявитель привлечен к административной ответственности по факту выставления ИП Г.П.Е. счета на оплату N 699 от 30 сентября 2017 года, за предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерного судна и оказания услуг по предоставлению причала по неустановленным тарифам 31.10.2017 на сумму 35 169,05 руб, 29.11.2017 на сумму
25 229,06 руб.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147- ФЗ "О естественных монополиях", (далее Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о морских портах тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 названного федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
К таким услугам, в том числе относятся услуги по предоставлению причалов (п.7 Перечня).
Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 года N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Не включение предприятия в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не свидетельствует об отсутствии у предприятия статуса субъекта естественных монополий с учетом характера осуществляемых им услуг, территории их оказания, в отсутствие какой-либо конкуренции.
В соответствии с Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов", реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).
Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.
При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.
Данные доводы были верно опровергнуты судом первой инстанции и представленными в материалы дела доказательствами, которые с очевидностью свидетельствуют о том, что в действиях Харькова С.В. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькову С.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя председателя - начальника контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области N *** от 27 августа 2018 года и решение Симоновского районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. оставить без изменения, жалобу Харькова С.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.