Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" Андросенко В.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строганова Д.В. N 0401-1121/2018/ ЮВАО от 10 сентября 2018 года и решение главного государственного инспектора г.М осквы в области охраны окружающей среды Крикуненко Д.М. от 05 октября 2018 года, решение судьи Кузьминского районного суда Москвы от 02 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ФГБОУ ВО "Государственный университет управления"
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строганова Д.В. N 0401-1121/2018/ ЮВАО от 10 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением главного государственного инспектора г.М осквы в области охраны окружающей среды Крикуненко Д.М. от 05 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" обратилось с жалобой в Кузьминский районный суд Москвы, судьей которого 02 апреля 2019 г. постановлено вышеуказанное решение, которым указанные акты оставлены без изменения.
Защитником ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" подана в Московский городской суд жалоба, по доводам которой заявитель просит об отмене постановленных актов, ввиду того, что при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, не учтена ст.4.1.1 КоАП РФ, позволяющая назначить наказание впервые в виде предупреждения, при составлении протокола об административном правонарушении не был допущен защитник, чем нарушены права ФГБОУ ВО "Государственный университет управления".
Законный представитель ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил защитника по доверенности Андросенко В.В, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив также материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения актов должностных лиц и решения судьи Кузьминского районного суда Москвы.
Статьей 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом; защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов; специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений - специально уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы по защите зеленых насаждений.
В соответствии со ст. 2 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленных насаждений", хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
Согласно п. 2.4 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" при проведении земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных работ запрещено повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства.
В соответствии с пп. 2.2.13, 2.4, 2.5 Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" запрещено повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства.
Согласно п. 2.14 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных Постановлением правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП (далее-Правила) все работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, компенсационному озеленению существующих озелененных и иных территорий, занятых зеленными насаждениями, должны производиться по разработанной государственными, муниципальными или частными специализированными проектными (проектно-строительными) организациями проектной документации согласованной и утвержденной в установленном порядке, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 8.14 Правил, проведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твердых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зеленых насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
За нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды граждане, должностные лица несут ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В силу п. 8.1.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 года N 743-ПП (далее - Правила), уничтожение и пересадка зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ, производятся при наличии заключения и порубочною б илета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке, если иное не установлено настоящими Правилами.
В соответствии с п. 8.6 Правил, вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территории производится на основании порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
Согласно п. 8.7 Правил, в случае необходимости уничтожения зеленых насаждений в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представитель отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вызывается факсограммой. Уборка упавших деревьев проводится на основании акта. Поставленного правообладателем земельного участка (балансодержателем территории) совместно с представителем отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В силу п. 9.5 Правил запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
Как усматривается из материалов дела. 02 июля 2018 года в период времени с 16 часов 10 минут до 16 часов 40 минут на территории ФГБОУ ВО "ГУУ" с юго-восточной и восточной стороны здания по адресу: ***, выявлены деревья в количестве 11 штук: 5 деревьев с отпиленной стволовой частью на высоте от 1 до 5 метров; у 4 деревьев отпилены скелетные ветви; у 2 деревьев спилен ствол на высоте 50 см... срезы не закрашены. На момент осмотра работы не велись, разрешительная документация не представлена. На территории университета обнаружены порубочные остатки в виде отпиленной стволовой части деревьев и ветвей, а также бензопила Husqvarna N 435. Документация на оформление порубочных билетов по указанному адресу в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы не поступала, порубочные билеты не выдавались.
ФГБОУ ВО "ГУУ" не представило информацию об упавших деревьях в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Представитель Департамента для составления акта по удалению деревьев, упавших в результате неблагоприятных метеорологических условий, не вызывался. ФГБОУ ВО "ГУУ" не провело инвентаризацию зеленых насаждений, не оформило паспорт благоустройства территории.
Указанные обстоятельства и вина ФГБОУ ВО "ГУУ" в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 21.08.2018 года, фотоматериалами, выпиской из ЕГРЮЛ, общим журналом работ по уходу за зелеными насаждениями, протоколом осмотра принадлежащей юридическому лицу территории, фототаблицами, другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан должностным лицом и судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу.
Действия ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" правильно квалифицированы по ст. 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованным выводам о доказанности вины ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Кодекса Москвы об административных правонарушениях.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Выводы должностного лица и судьи о виновности ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" имелась возможность для соблюдения законодательства Москвы, за нарушение которого ст. 4.39 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Никаких неустранимых сомнений, влияющих на выводы должностного лица и судьи районного суда, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины ( статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" имелась возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, за нарушение которого ст. 4.39 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. ст. 29.10, 30.6 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ( ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, или признания наказания чрезмерно суровым, не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области природопользования.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ ( ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом Департамента природопользования Москвы вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для юридических лиц.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 11 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Между тем, доказательств того, что ФГБОУ ВО "ГУУ" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что защитник ФГБОУ ВО "ГУУ" не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении 21 августа 2018 г. не могут быть приняты судом во внимание, так как какими-либо объективными доказательствами не подтверждаются и опровергаются материалами дела. Из содержания протокола об административном правонарушении от 21 августа 2018 года усматривается, что законный представитель ФГБОУ ВО "ГУУ" либо его защитник на составление протокола не явились, согласно материалам дела, о времени и месте составления протокола 21 августа 2018 года извещены надлежащим образом.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строганова Д.В. N 0401-1121/2018/ ЮВАО от 10 сентября 2018 года и решение главного государственного инспектора г.М осквы в области охраны окружающей среды Крикуненко Д.М. от 05 октября 2018 года, решение судьи Кузьминского районного суда Москвы от 02 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.