Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника Московско-Ярославского транспортного прокурора Королевой О.И. жалобы защитника ОАО "РЖД" по доверенности Зарецкой Е.В. на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 30 мая 2019 года, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
установил:
постановлением заместителя Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 13 марта 2019 года в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и для рассмотрения по подведомственности дело направлено в *** районный суд Московской области, определением судьи которого от 27 марта 2019 года указанное постановление с иными материалами для рассмотрения по территориальной подсудности направлено в Мещанский районный суд г.Москвы, судьей которого 30 мая 2019 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данное постановление в Московский городской суд обжалует защитник ОАО "РЖД" по доверенности Зарецкая Е.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, умысла на совершение вмененного административного правонарушения ОАО "РЖД" не имело, добросовестно исполняло обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности и по направлению его на утверждение в компетентный орган; компетентным органом план обеспечения транспортной безопасности не утвержден до настоящего времени, в связи с чем осуществить действия, указанные в постановлении от 13 марта 2019 года, обществу не представляется возможным.
В судебном заседании защитник ОАО "РЖД" по доверенности Левченкова К.И. поддержал приведенные выше доводы поданной жалобы в полном объеме, просил их удовлетворить.
Старший помощник Московско-Ярославского транспортного прокурора *** О.И. возражала против удовлетворения указанных доводов жалобы, обращая внимание на то, что ОАО "РЖД" имело реальную возможность для исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности и оснащения железнодорожного вокзала станция "***" всеми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг объектов видеонаблюдения, однако в течение длительного времени после получения вынесенного в адрес общества предписания - более пяти месяцев не предпринимало конкретных действий с целью устранения выявленных нарушений и неукоснительного выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности и исполнения требований по соблюдению транспортной безопасности, до настоящего времени план транспортной безопасности не утвержден.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, выслушав объяснения стороны защиты, заключение прокурора, нахожу состоявшийся по делу судебный акт не подлежащим отмене или изменению ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст.11.15.1 КоАП РФ наступает за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 того же Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 вышеназванного Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований но обеспечению транспортной безопасности.
На основании Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 43, субъект транспортной инфраструктуры в числе прочего обязан в силу пункта 5.10 проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, на основании решения заместителя Московско-Ярославского транспортного прокурора N16 от ***года, поручения Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от ***года N***о проведении проверки в период времени с 11.00 час. до 15.00 час. ***года Московско-Ярославской транспортной прокуратурой совместно с сотрудником 4 отделения 6 окружного отдела УФСБ России по г.Москве и Московской области проведена внеплановая проверка по контролю за исполнением требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности от актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции "***" Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", расположенном по адресу: Московская область, городской округ ***, пос.***, ул.***,д.5, внесенному в Реестр категорированных объектов и транспортных средств (2-ая категория), являющегося собственностью ОАО "РЖД", и на которое в силу пунктов 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в ходе которой выявлены факты длительного, умышленного нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, которые также выявлялись ранее, а именно:
- в нарушение п. 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 План обеспечения транспортной безопасности не утвержден компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение п. 17 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" на железнодорожном вокзале станции *** не осуществляется досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр;
- в нарушение пп. 9 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N495 (далее - Требования) не утверждены в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры;
- в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" силы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции *** не созданы и не аттестованы;
- в нарушение пп. 10 п. 5 Требований не обеспечена передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных;
- в нарушение пп. 15 п. 5 Требований не проводится с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже 2 раз в год для объектов объекта транспортной инфраструктуры 2 категории;
- в нарушение пп. 28 п. 5 Требований не обеспечено видеонаблюдения, аудио- и видеозапись с целью документирования сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности;
- в нарушение пп. 32 п. 5 Требований не организован пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- в нарушение пп. 35 п. 5 Требований не обеспечен количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра (отсутствуют камеры видеонаблюдения, отсутствует ограждение на границе зоны транспортной безопасности);
- в нарушение пп. 37 п. 5 Требований не обеспечивается воспрепятствование проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры (отсутствуют камеры видеонаблюдения, отсутствует ограждение на границе зоны транспортной безопасности, имеется бесконтрольный въезд автотранспорта на привокзальную территорию);
- в нарушение пп. 38 п. 5 Требований не обеспечивается воспрепятствование преодоление любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе без наличия действительных пропусков и иных разрешений установленных видов;
- в нарушение пп. 1 п. 9 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры 2 категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5, не оснастил объект транспортной инфраструктуры техническим средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, видеораспознование, видеообнаружение, видеомониторинг, выявление нарушителя в режиме реального времени, возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение пп. 14 п. 5 Требований на железнодорожном вокзале станции *** отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства России в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части их касающейся (информационные плакаты в указанной сфере отсутствуют);
- в нарушение пп. 8 п. 9 Требований на железнодорожном вокзале станции *** не проводится выборочно дополнительный досмотр не менее 5 процентов объектов досмотра при их перемещении в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, что является нарушением требований ст.ст.4, 8, 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО "РЖД" указанного административного правонарушения и вина в его совершении, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, решением заместителя Московско-Ярославского транспортного прокурора N16 от ***года о проведении проверки; поручением Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от ***года N7\1-19-2019; актом проверки от ***года, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности от актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале "***" Московской дирекции пассажирских обустройств Московских - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО "РЖД", расположенном по адресу: Московская область, городской округ ***, пос.***, ул.***,д.5; положением об организации транспортной безопасности в Московской дирекции пассажирских обустройств; свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет; представлением об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации от 12 ноября 2018 года N 105\35\4-2653, вынесенным в адрес Московской дирекции пассажирских обустройств, об устранении допущенных нарушений в сфере транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции "***" со сроком устранения в течение месяца с момента получения данного представления; утвержденными ***года результатами оценки уязвимости; приказами и локальными актами ОАО "РЖД" в сфере транспортной безопасности и назначении ответственных должностных лиц; постановлением заместителя Московско-Ярославского транспортного прокурора от 13 марта 2019 года, которым в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и в котором подробно изложено существо правонарушения, указаны нормы
законодательства о транспортной безопасности, нарушение которых вменяется юридическому лицу, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, постановление вынесено в присутствие защитника общества по доверенности Спиридонова Д.В, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с постановлением он ознакомлен, указав на то, что план обеспечения транспортной безопасности находится на утверждении Росжелдора, копия данного постановления для сведения ему вручена на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, постановления содержит.
Данные доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами Московско-Ярославского транспортной прокуратуры, непосредственно выявившими нарушения требований ст.ст.1, 4, 8, 12, 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ст.ст.2, 9 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Также следует отметить, что указанная проверка проводилась должностным лицом органов прокуратуры в рамках полномочий, предусмотренных Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в силу п. 2 ст. 22 которого, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, вправе возбудить производство об административном правонарушении, что согласуется с положениями п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, которой предусмотрено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении юридического лица, являющегося субъектом транспортной инфраструктуры.
В данном случае указанная проверка проведена на основании распоряжения уполномоченного должностного лица органов прокуратуры, с целью проверки исполнения вынесенного 12 ноября 2018 года в адрес ОАО "РЖД" предписания об устранении нарушений, полученного уполномоченным на то лицом под расписку 13 ноября 2018 года, с распоряжением о проведении проверки и актом по ее результатам ОАО "РЖД" ознакомлено, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 марта 2019 года в отношении ОАО "РЖД" по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ вынесено прокурором в соответствии требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, при вынесении постановления представитель вышеназванного общества присутствовал, им даны объяснения по обстоятельствам совершения административного правонарушения, его копия для сведения ему вручена в день вынесения постановления.
Установив, что ОАО "РЖД", будучи субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожном вокзале "***", которому, согласно уведомлению от *** года, присвоена 2 категория объекта транспортной инфраструктуры, ***года получившим результаты оценки уязвимости, длительно, умышленно допускает нарушения обязательных требований ст.ст.2, 9 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст.ст.1, 4, 8, 12, 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.п.5, 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495, которые выявлялись ранее, и об устранении которых 12 ноября 2018 года в адрес общества Управлением ФСБ России по г.Москве и Московской области выносилось представление, которые на момент проведения проверки - ***года, то есть в течение пяти месяцев, устранены не были, план обеспечения транспортной безопасности данной станции не разработан и не утвержден, что, исходя из положений ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" умысла, правильно квалифицированные по ч. 3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
При этом следует отметить, что выявленные нарушения посягают на установленный означенными выше нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений в области обеспечения транспортной безопасности, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО "РЖД" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности и противодействию терроризму, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
В данном случае названное общество не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Приведенные в поданных жалобах доводы не опровергают наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие стороны защиты с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, с учетом факта совершения административного правонарушения в области транспортной безопасности, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является соразмерным содеянному.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Постановление вынесено с соблюдением установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД", оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Зарецкой Е.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.