Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 21 сентября 2012 г. N 384
Республиканская целевая программа
"Защита прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Защита прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Защита прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.07.2012 N 294 "О разработке республиканской целевой программы "Защита прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы" и определении государственного заказчика" |
Государственный заказчик |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Цели Программы |
Создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей; повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей; стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи Программы |
Формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике; формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики; обеспечение защиты населения Карачаево-Черкесской Республики от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз; содействие органам местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике в решении задач по защите прав потребителей; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей |
Исполнители Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики; Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати; Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по КЧР) (по согласованию); ООО "Сертификация" (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - УФАС по КЧР) (по согласованию); органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики - в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); общественные организации Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию) |
Сроки реализации Программы |
2013-2017 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей: увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам нарушения их прав, на 6,0 процентов по отношению к базовому показателю 2012 года; увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей, на 17,0 процентов по отношению к базовому показателю 2012 года; увеличение сети консультационных служб по вопросам защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 15 процентов по отношению к базовому показателю 2012 года; охват хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, в количестве 2000 человек. 2. Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей: увеличение количества выпущенных в средствах массовой информации материалов (печатных, радио-, видео-, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей, на 40 процентов по отношению к базовому показателю 2012 года; увеличение количества учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей, на 2500 человек. 3. Стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики: увеличение количества исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики, на 30 процентов по отношению к базовому показателю 2012 года |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы и мониторинг реализации Программы осуществляет Государственный заказчик Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республиканская целевая программа "Защита прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 N 495 "О порядке принятия решения о разработке республиканских долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации республиканских долгосрочных целевых программ".
Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров развития системы защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики.
Разработка Программы осуществлялась на основании мониторингов, социологических исследований по вопросам защиты прав потребителей, сведений по обращениям потребителей на телефон "горячей линии".
В Программе определены цели и задачи, проблемные вопросы защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике и пути их решения.
Сложившаяся ситуация на потребительском рынке республики во многом отражает проблемы, вызванные преодолением последствий экономического кризиса, и, как следствие, обуславливает необходимость программно-целевого подхода к решению вопросов защиты прав потребителей.
Спад производства, безработица, увеличение стоимости кредитных ресурсов и сокращение потребительского кредитования в период финансового кризиса отразились на характере проблем, с которыми в повседневной жизни сталкиваются потребители, и переориентации потребительского спроса в более дешевый сегмент, где существует риск приобретения товаров, работ, услуг ненадлежащего качества. Несмотря на нормализацию ситуации в экономике в 2011 и 2012 годах, данная тенденция пока сохраняется.
В то же время для поддержки предприятий-производителей в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, дающие право предпринимателям не сертифицировать свою продукцию, а декларировать соответствие качества. На практике существуют опасения, что такая либеральная мера может привести к наводнению рынка некачественной продукцией.
Кроме того, в связи с отменой применения контрольно-кассовой техники при расчетах с клиентами для плательщиков единого налога на вмененный доход потребители не всегда, даже по требованию, могут получать документы, подтверждающие факт совершения покупки (услуги), что, в свою очередь, затрудняет защиту прав потребителя в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Одной из проблемных отраслей, которая наиболее болезненно затрагивает права и законные интересы граждан, является жилищно-коммунальное хозяйство. В практике работы управляющих организаций многоквартирными домами отмечаются нарушения, в том числе связанные с изменением порядка расчета размера оплаты за коммунальные услуги, установленного законодательством. Кроме того, не достигнуто единообразие в вопросе установления структуры и состава платежного документа, предъявляемого гражданам к оплате.
Административный порядок защиты нарушенных прав потребителей зачастую показывает себя как малоэффективный. Судебный порядок защиты сложен, длителен и доступен не всем потребителям.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Работа по реализации программных мероприятий должна стать составляющим механизмом достижения основной цели - создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных сферах потребительского рынка, актуальным становится вопрос об организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Кроме того, не в полную меру реализованы полномочия и задействован потенциал общественных объединений потребителей.
Важным элементом в укреплении региональной системы защиты прав потребителей должна стать работа Межведомственной комиссии по защите прав потребителей Карачаево-Черкесской Республики. На рассмотрение комиссии ежеквартально должны выноситься наиболее острые и актуальные вопросы, связанные с нарушением прав потребителей, приниматься согласованные решения по механизмам взаимодействия для недопущения и предупреждения подобных нарушений.
Другим стратегическим направлением реализации настоящей Программы является работа по стимулированию повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке республики.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики, необходимо организовать проведение независимых потребительских экспертиз.
В целях выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению сравнительных исследований товаров (работ, услуг), по оповещению как производителей, так и потребителей о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью и способах ее предотвращения, кроме того, здесь также необходимо обеспечивать широкое информирование граждан о достигнутых результатах.
Средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. В 2011 году было опубликовано 78 материалов (печатных, радио-, видео-, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей, способствующих повышению потребительской грамотности населения.
Приоритетное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей.
За прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов. В программы дополнительного образования молодежи были внедрены лекционные курсы по изучению основ защиты прав потребителей. Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации.
Для обеспечения повышения уровня информированности населения Карачаево-Черкесской Республики организовывались и проводились конкурсы профессионального мастерства, рейтинговые конкурсы, в том числе на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей.
При этом, несмотря на повышение уровня правосознания и изменения правового поведения потребителей, большинство граждан не пытаются защитить свои нарушенные права потребителей, что, в свою очередь, толкает недобросовестных предпринимателей на повторные нарушения.
Именно поэтому приоритетными остаются вопросы обеспечения равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей; предоставление бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений, причем как в сельской местности, так и в городах, включая население с низким уровнем дохода.
Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная долгосрочная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на региональном уровне с учетом местных условий.
Опираясь на наработанный потенциал, настоящая Программа позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод.
Реализация мероприятий Программы усилит социально-экономический эффект, достигнутый в предыдущем периоде, и в конечном итоге повысит качество жизни жителей республики.
См.:
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
См. также:
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11 августа 2010 г. N 264 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Карачаево-Черкесской Республики"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 7 мая 2007 г. N 154 "О регулировании отдельных вопросов, связанных с организацией розничных рынков на территории Карачаево-Черкесской Республики"
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
2.1. Основные цели Программы:
создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей;
повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;
стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке республики, и, как следствие, улучшение уровня жизни населения, а также - качества товаров, работ и услуг.
2.2. Основные задачи Программы:
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике;
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение защиты населения Карачаево-Черкесской Республики от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз;
содействие органам местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей.
2.3. Сроки реализации Программы - 2013-2017 годы.
2.4. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование целевых индикаторов и показателей Программы |
Единица измерения |
Базовый показатель 2012 года |
В том числе по годам |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
Цель 1. Создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей | ||||||||
1. |
Динамика количества консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав |
процентов к значению базового показателя 2012 года |
52 |
5% |
7% |
10% |
12% |
15% |
2. |
Динамика количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей |
процентов к значению базового показателя 2012 года |
24 |
5% |
8% |
10% |
15% |
20% |
3. |
Динамика развития сети консультационных служб по вопросам защиты прав потребителей в республике |
процентов к значению базового показателя 2012 года |
2 |
5% |
8% |
10% |
15% |
20% |
4. |
Общее количество хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей |
количество человек |
1120 |
1520 |
1936 |
2336 |
2650 |
3120 |
Цель 2. Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей | ||||||||
5. |
Динамика количества выпущенных в средствах массовой информации материалов (печатных, радио-, видео-, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей |
процентов к значению базового показателя 2012 года |
25 |
10% |
15% |
20% |
30% |
40% |
6. |
Количество учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей |
количество человек |
840 |
1340 |
1840 |
2340 |
2800 |
3340 |
Цель 3. Стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке республики | ||||||||
7. |
Темп роста количества исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке республики |
процентов к значению базового показателя 2012 года |
1223 |
10% |
15% |
20% |
25% |
30% |
3. Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение Программы
В соответствии с целями и задачами Программа включает мероприятия для ее реализации и сроки, которые приведены в приложении 1 к Программе.
Реализация программных мероприятий не предусматривает привлечение средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет государственный заказчик Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с условиями, порядками и правилами, утвержденными федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами.
Государственный заказчик Программы в установленном порядке ежегодно подготавливает отчет о ходе реализации Программы, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию по реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на него функций.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы базируется на достижении целевых показателей:
увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам нарушения их прав, на 10,0 процентов;
увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей, на 17,0 процентов;
увеличение сети консультационных служб по вопросам защиты прав потребителей в республике на 15,0 процентов;
увеличение количества хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, на 2000 человек;
увеличение количества выпущенных в средствах массовой информации материалов (печатных, радио-, видео-, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей, на 40 процентов;
увеличение количества учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей, на 2500 человек;
увеличение количества исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке республики, на 30 процентов.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с целевыми индикаторами и показателями Программы, приведенными в таблице N 1.
Общий экономический эффект от реализации Программы будет достигнут за счет создания в Карачаево-Черкесской Республике эффективной системы защиты прав потребителей.
Социальная эффективность от реализации мероприятий Программы будет выражена в формировании у населения навыков рационального потребительского поведения, повышении уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, обеспечении защиты населения Карачаево-Черкесской Республики от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз, развитии системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей.
Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы выразится в улучшении качества жизни жителей республики на более высокий уровень.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.