Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Васляева В.С, Панасенко Г.В,
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аленкиной Е.Г. к администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия и администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании бездействия по апелляционной жалобе административного истца Аленкиной Е.Г. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 27 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В, объяснения административного истца Аленкиной Е.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия Бадьминова С.А, судебная коллегия
установила:
Аленкина Е.Г. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.
12 сентября 2016 г. она, как законный представитель Р, (данные изъяты) рождения, признанного ребенком-инвалидом, обратилась в администрацию сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Троицкого СМО Республики Калмыкия) с заявлением о предоставлении последнему бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Ввиду ухудшения состояния здоровья сына и прохождения им стационарного и амбулаторного лечения повторно в администрацию Троицкого СМО Республики Калмыкия по тому же вопросу она обратилась в 2018 году.
3 апреля 2018 г. администрация Троицкого СМО Республики Калмыкия уведомила ее о том, что решение по ее заявлению от 12 сентября 2016 г. не принято по причине бездействия специалиста, которому оно было отписано для работы с ним. Одновременно ей было рекомендовано по указанному в заявлении вопросу обратиться в администрацию Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Целинного РМО Республики Калмыкия), которой с 1 января 2017 г. переданы полномочия по предоставлению земельных участков.
4 апреля и 16 октября 2018 г. она обратилась с заявлениями о предоставлении земельного участка в администрацию Целинного РМО Республики Калмыкия. Однако письменными сообщениями данного органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка было отказано.
Просила суд признать незаконным бездействие администрации Троицкого СМО Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии решения по ее заявлению о предоставлении земельного участка ребёнку-инвалиду Р.
В судебном заседании административный истец Аленкина Е.Г. иск уточнила и просила обязать администрацию Целинного РМО Республики Калмыкия предоставить её семье, в состав которой на момент обращения в орган местного самоуправления входил ребенок-инвалид, земельный участок.
Представитель административного ответчика администрации Троицкого СМО Республики Калмыкия Бадьминов С.А. иск не признал и пояснил, что административный истец пропустил срок на обжалование действий (бездействий) администрации Троицкого СМО Республики Калмыкия, просил применить последствия пропуска указанного срока.
Представитель административного ответчика администрации Целинного РМО Республики Калмыкия Буватинов С.Н. пояснил, что при наличии судебного решения администрация Целинного РМО Республики Калмыкия готова выделить семье Аленкиных земельный участок.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 27 февраля 2019 г. в удовлетворении административного иска Аленкиной Е.Г. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Аленкина Е.Г. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на положения части 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", считает, что её семья имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. По её мнению, судом первой инстанции не учтено, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением пропущен ею по уважительным причинам - ввиду наличия у ее сына тяжелого заболевания, а также болезни матери, прикованной к постели, которой требуется постоянный уход с ее стороны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Аленкина Е.Г. дополнила доводы апелляционной жалобы, указав, что постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не является обязательным условием для предоставления земельного участка семье, в составе которой имеется ребёнок-инвалид.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Как видно из материалов дела, 12 сентября 2016 г. административный истец Аленкина Е.Г, в составе семьи которой имеется ребенок- инвалид - Р, (данные изъяты) года рождения, обратилась в администрацию Троицкого СМО Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Не получив ответа на указанное обращение, в 2018 году она повторно обратилась в администрацию Троицкого СМО Республики Калмыкия по тому же вопросу. 3 апреля 2018 г. указанный орган местного самоуправления сообщил Аленкиной Е.Г. о том, что решение по ее заявлению от 12 сентября 2016 г. не принято по причине бездействия специалиста, которому оно было отписано для работы с ним. Одновременно ей рекомендовано обратиться в администрацию Целинного РМО Республики Калмыкия, которой полномочия по предоставлению земельных участков переданы с 1 января 2017 г.
На обращения Аленкиной Е.Г. от 4 апреля и 16 октября 2018 г. о предоставлении земельного участка администрация Целинного РМО Республики Калмыкия ответила отказом.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Аленкиной Е.Г, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в предоставлении земельного участка семье заявителя, в составе которой имеется инвалид, для индивидуального жилищного строительства принято администрацией Целинного РМО Республики Калмыкия в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с требованиями закона, каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя при этом допущено не было. Также суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным иском.
С такими выводами суда следует согласиться.
В силу пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон о социальной защите инвалидов) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, (действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Законом о социальной защите инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке (пункт 5 Правил).
Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления (пункт 17 Правил).
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Само по себе отнесение к категории лиц, имеющих право в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов, на первоочередное предоставление земельного участка в аренду не является безусловным основанием для реализации такого права. Помимо этого инвалидам и их семьям необходимо состоять на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, семья заявителя Аленкиной Е.Г, в состав которой входит ее супруг - С. и их сын - Р, являющийся инвалидом, проживает в принадлежащем данным супругам на праве долевой собственности жилом доме по адресу: (данные изъяты), общей площадью - 93,49 кв.м.
Доказательств того, что указанная семья в установленном законом порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на жилищном учете, в материалах дела не имеется, и суду не было представлено.
Не оспаривался данный факт и административным истцом Аленкиной Е.Г.
Между тем возможность реализации прав граждан на улучшение жилищных условий путем предоставления мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан, в том числе инвалидов и семей, имеющем в своем составе инвалидов, в отсутствие признания их нуждающимися в таковом улучшении, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
При таких данных вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для предоставления семье Аленкиных, имеющей в своем составе ребенка - инвалида, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является правильным.
Также обоснованными судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о пропуске Аленкиной Е.Г. срока на обращение в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации Троицкого СМО Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии решения по ее заявлению о предоставлении земельного участка от 12 сентября 2016 года.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на административного истца.
Как было указано выше, в администрацию Троицкого СМО Республики Калмыкия Аленкина Е.Г. впервые представила заявление о предоставлении земельного участка 12 сентября 2016 г, не получив ответа, вновь обратилась лишь 20 марта 2018 г. Администрация Троицкого СМО Республики Калмыкия направила последней письменный ответ 3 апреля 2018 г.
То есть, с указанного дня Аленкиной Е.Г. стало известно о нарушении её прав, свобод и законных интересов.
Между тем с настоящим иском административный истец обратилась лишь 14 января 2019 г.
Представленные административным истцом медицинские документы о нахождении Р. на стационарном лечении с 19 по 30 сентября 2016 г, с 23 января по 1 февраля 2017 г, и его амбулаторное лечение с 4 октября по 20 декабря 2016 г. и с 3 по 22 февраля 2017 г. не свидетельствуют о пропуске установленного законом срока для обращения в суд по уважительной причине.
Каких-либо иных доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд административным истцом в материалы дела не представлено. При этом Аленкиной Е.Г. ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о пропуске Аленкиной Е.Г. срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом определены правильно.
Довод административного истца о том, что постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не является обязательным условием для предоставления земельного участка семье, в составе которой имеется ребёнок-инвалид, основан на неверном толковании норм закона.
С учётом изложенного оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Аленкиной Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.С. Васляев
Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.