Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Кутлановой Л.М. и Васляева В.С,
при секретаре Аксеновой А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лиджиева В.Н. к администрации г. Элисты о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации г. Элисты Тельмджиева А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, объяснения представителя административного ответчика Тельмджиева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца Лиджиева В.Н. и его представителя Церенова Б.В, судебная коллегия,
установила:
Лиджиев В.Н. обратился в суд с указанным административным иском к администрации г. Элисты, мотивируя следующим.
30 июня 2014 года между ним и администрацией г. Элисты заключен договор N (данные изъяты), согласно которому ему передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок, общей площадью (данные изъяты) кв.м, расположенный по адресу: (данные изъяты), для индивидуального жилищного строительства.
21 февраля 2019 года он обратился в администрацию г. Элисты с уведомлением о планируемом строительстве по вышеуказанному адресу объекта индивидуального жилищного строительства.
4 марта 2019 года административный ответчик направил в его адрес уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Данное уведомление мотивировано тем, что указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2/12 "Зона жилой застройки второго типа", в которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Элисты не предусмотрено.
Считает направленное административным ответчиком уведомление незаконным, поскольку видом разрешенного использования спорного земельного участка является индивидуальное жилищное строительство, что следует из договора аренды земельного участка N (данные изъяты) от 30 июня 2014 года.
Ссылаясь на ч. 10 и п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, просил суд признать незаконным уведомление администрации г. Элисты N 10/23 от 4 марта 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу (данные изъяты); возложить на администрацию г. Элисты обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
В судебном заседании административный истец Лиджиев В.Н. и его представитель Шуванова И.Н. просили удовлетворить заявленные административные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации г. Элисты Тельмджиев А.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать ввиду законности и обоснованности направленного Лиджиеву В.Н. уведомления N 10/23 от 4 марта 2019 года.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 апреля 2019 года административное исковое заявление Лиджиева В.Н. к администрации г. Элисты о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства удовлетворено частично.
Признан незаконным отказ администрации г. Элисты, изложенный в уведомлении N 10/23 от 4 марта 2019 года, направленный Лиджиеву В.Н, о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты), расположенном по адресу: (данные изъяты).
На администрацию г. Элисты возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лиджиева В.Н. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты), расположенном по адресу: (данные изъяты), в срок, предусмотренный законодательством.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Тельмджиев А.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2/12 "Зона жилой застройки второго типа", в которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Элисты, утвержденными решением городского Собрания от 27 октября 2010 года N 1, не предусмотрено. При этом считает, что ссылка суда в оспариваемом решении на то обстоятельство, что спорный земельный участок включен в зону Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки", не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается представленной в материалы дела заверенной надлежащим образом выкопировкой из Генерального плана г. Элисты. Согласно данному документу земельный участок, арендованный административным истцом, находится в рекреационной зоне (зоне зеленых насаждений). В связи с этим полагает, что направленное Лиджиеву В.Н. уведомление N 10/23 от 4 марта 2019 года, является законным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Лиджиев В.Н. высказал мнение об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены принятого судом первой инстанции решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности уведомления N 10/23 от 4 марта 2019 года, поскольку согласно Генеральному плану г. Элисты спорный земельный участок включен в зону Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки". Ввиду того, что отказ, изложенный в названном уведомлении, нарушает право административного истца на возведение жилого дома, на администрацию г. Элисты возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лиджиева В.Н. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами.
Положения ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела постановлением администрации г. Элисты N 55 от 16 января 2014 года Лиджиеву В.Н. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью (данные изъяты) кв.м, расположенный по адресу: (данные изъяты), предназначенный для индивидуального жилищного строительства, сроком на 5 лет.
30 июня 2014 года между Лиджиевым В.Н. и администрацией г. Элисты заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия N (данные изъяты), в соответствии с которым Лиджиеву В.Н. на условиях аренды сроком с 30 июня 2014 года по 29 июня 2019 года предоставлен для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью (данные изъяты) кв.м, расположенный по адресу: (данные изъяты).
21 февраля 2019 года в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ Лиджиев В.Н. обратился в администрацию г. Элисты через Автономное учреждение Республики Калмыкия "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг" с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, к которому приложил следующие документы: договор аренды земельного участка, паспорт гражданина Российской Федерации, постановление администрации г. Элисты, кадастровый паспорт земельного участка, индивидуальный проект жилого дома, для предоставления услуги "Предоставление разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории города Элисты".
4 марта 2019 года административный ответчик направил в его адрес уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду того, что указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2/12 "Зона жилой застройки второго типа", в которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Элисты не предусмотрено.
В силу ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч.8 вышеназванной статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в том числе, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п.2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п.2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.8 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.2 ч.1 ст.34 Земельного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (ч.2 п.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ).
Из системного толкования положений п. 2, 5, 6, 7 и 8, ст.1, п.1 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Содержание приведенных норм во взаимосвязи с положениями ч.3 ст.9, ч. 9 и 10 ст.31, п.2 ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление местоположения спорного земельного участка относительно Генерального плана г. Элисты.
Из пояснений и.о. начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Элисты Эрендженова К.А, данных им в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке недопустимо, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г. Элисты арендуемый Лиджиевым В.Н. земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-2/12, а из содержания Генерального плана г. Элисты он (земельный участок) находится в рекреационной зоне (зоне зеленых насаждений). Суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые заявления, в обоснование своих доводов сослался на проект Генерального плана г. Элисты, который в установленном законом порядке решением Элистинского городского собрания не утверждался.
Как усматривается из Правил землепользования и застройки г. Элисты арендуемый административным истцом земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-2/12 "Зона жилой застройки второго типа".
Более того на действующем Генеральном плане г. Элисты, утвержденном решением Элистинского городского собрания четвертого созыва от 1 июля 2010 года N 1, территория, на которой расположен спорный земельный участок, относится к рекреационной зоне (зоне зеленых насаждений), что подтверждается имеющейся в материалах дела выкопировке из указанного документа, представленной отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Элисты по запросу судебной коллегии.
Таким образом, исследованными судом доказательствами достоверно подтверждается, что размещение указанного Лиджиевым В.Н. в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка.
Ввиду изложенного в силу п.2 ч.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ администрацией г. Элиста в рамках предоставленных законом полномочий застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Исходя из приведенной нормы закона, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оснований для признания незаконным уведомления N 10/23 от 4 марта 2019 года у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 апреля 2019 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Лиджиева В.Н. к администрации г. Элисты о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства отказать.
Апелляционную жалобу представителя административного ответчика Тельмджиева А.А. удовлетворить.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Л.М. Кутланова
В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.