Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Койпиш В.В.
Хмель М.В.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Татьяны Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" о взыскании невыплаченного денежного вознаграждения при увольнении,
по апелляционной жалобе представителя Пановой Татьяны Владимировны - Панова Евгения Валентиновича на
решение Полярного районного суда Мурманской области от 19 апреля 2019 года, которым постановлено:
"иск Пановой Татьяны Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" о взыскании невыплаченного денежного вознаграждения при увольнении - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Панова Т.В. обратилась в суд с иском к ООО "УК "Домоуправление" о взыскании компенсационной выплаты при увольнении.
В обоснование заявленных требований указала, что с 26 октября 2015 г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности ***. Приказом работодателя * от 16 июля 2018 г. уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
При расторжении трудового договора в нарушение пункта 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года работодателем не произведена компенсационная выплата в размере 9-кратного среднего месячного заработка, как работнику, увольняемому с организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика невыплаченное денежное вознаграждение при увольнении в размере 3-кратного среднего месячного заработка в сумме 151 638 рублей 96 копеек
Истец Панова Т.В. в судебном заседании участия не принимала, ее представитель Панов Е.В. в судебном заседании настаивал на иске, представитель ответчика ООО "УК "Домоуправление" представил возражения на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Пановой Т.В. - Панов Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что на работодателе в соответствии с нормами действующего трудового законодательства лежит обязанность исполнить Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, внести соответствующие изменения и дополнения в локальные акты предприятия, трудовые договоры, заключенные с работниками.
Приводит довод о том, что положения пункта 2.5, 7.6 трудового договора, заключенного с истцом, также подтверждают обязанность работодателя исполнить Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "УК "Домоуправление" Балакирев А.Ю. просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Панова Т.В, ее представитель Панов Е.В, представитель ответчика ООО "УК "Домоуправление", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации регламентировано предоставление работникам гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.
В частности, в статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для выплаты работникам выходных пособий в различных размерах и в определенных случаях прекращения трудового договора. Выходные пособия выплачиваются работникам, в том числе при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата работников организации.
Так, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с положениями статьи 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
При этом в части 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации содержится положение о том, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от 26 октября 2015 года Панова Т.В, _ _ года рождения между принята на должность *** ООО "УК "Домоуправление".
Приказом работодателя * от 16 июля 2018 г. Панова Т.В. уволена с занимаемой должности 16 июля 2018 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось сторонами, что работодателем после увольнения Пановой Т.В. произведена выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохраняемого среднего месячного заработка за второй-шестой месяц после увольнения в соответствии с положениями статей 178, 318 Трудового кодекса РФ.
Обращаясь в суд с иском, Панова Т.В. обосновывала свои требования положениями "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016), в соответствии с пунктом 5.9 (подп. "в") которого в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях:
- работникам пенсионного возраста - в размере не менее 3-кратного среднего месячного заработка, а увольняемым из Организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее 9-кратного среднего месячного заработка.
Согласно пункту 1.4 Отраслевого тарифного соглашения организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях N1, N4 и N5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
Разрешая спор, суд установил, что в соответствии с пунктом 2.1 Уставом ООО "УК "Домоуправление", утвержденным решением учредителя N1 от 10 марта 2015 года, целью создания Общества является осуществление самостоятельной хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности и извлечение прибыли.
Пунктом 2.2 Устава ООО "УК "Домоуправление" установлены виды деятельности общества, в том числе управление недвижимым имуществом, в том числе управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, сдача внаем, покупка, продажа собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже, сдаче в наем недвижимого имущества, чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств, удаление сточных вод, отходов, уборка территории, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения, монтаж и ремонт инженерного оборудования зданий и сооружений, иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "УК "Домоуправление" является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (п. 68.32.1 ОКВЭД по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Такой вид деятельности указан в Приложении N 4 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
Установив изложенное, суд пришел к неоспариваемому выводу о том, что по виду и роду своей деятельности ООО "УК "Домоуправление" относится к работодателям отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
17 февраля 2017 г. в "Российской газете" опубликовано предложение Минтруда России от 03 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835 к работодателям отрасли "О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы", Отраслевое тарифное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по руду и занятости (регистрационный номер 22/17-19 от 28 декабря 2016 г.) и опубликовано в первоначальной редакции в установленном порядке.
Судом установлено, что ООО "УК "Домоуправление" в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, в связи с чем Отраслевое тарифное соглашение считается распространенным на ООО "УК "Домоуправление" со дня официального опубликования этого предложения.
Решение суда в указанной части никем не оспорено.
Вместе с тем, отказывая в иске Пановой Т.В, суд указал, что в ООО "УК "Домоуправление" отсутствует компенсационное соглашение о порядке и условиях, на которых может быть произведена оспариваемая выплата, коллективный договор в ООО "УК "Домоуправление" отсутствует, кроме того, ответчиком не разработан иной локальный нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия выплаты спорной компенсации. Положением об оплате труда работников ООО "УК "Домоуправление", утвержденным приказом генерального директора Общества * от 01 июня 2015 г, и трудовым договором, заключенным с Пановой Т.В. 26 октября 2015 г, вышеуказанная компенсационная выплата не предусмотрена, следовательно, основания для выплаты спорного вознаграждения по п. 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в сфере ЖКХ отсутствуют.
Такие выводы судебная коллегия находит ошибочными, постановленными при неправильном применении норм материального права.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.
При этом отсутствие в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах порядка и условий осуществления гарантий и компенсаций не может ограничивать право работников конкретной отрасли на получение соответствующих гарантий и компенсаций при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении.
В пункте 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы содержится императивная норма о выплате в случае расторжения трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата компенсации (денежного вознаграждения) в размере не менее 9-кратного среднего месячного заработка - в отношении работников пенсионного возраста, увольняемых из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Панова Т.В, _ _ рождения, к моменту увольнения из ООО "УК "Домоуправление" по сокращению штата достигла пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
... ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным Перечнем Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Таким образом, при установленном судом и не оспариваемом ответчиком условии распространения на ООО "УК "Домоуправление" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы Панова Т.В. имеет право на получение компенсации в размере не менее 9-кратного среднего месячного заработка, и это право не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия разработанного в ООО "УК "Домоуправление" соответствующего компенсационного соглашения, коллективного договора, локального нормативного акта, регулирующего порядок и условия такой выплаты.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции об отказе в иске Пановой Т.В. подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п.5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы указанные размеры выплат включают выплаты, установленные действующим законодательством.
Согласно представленному ответчиком в материалы дела расчету, а также уточненным исковым требованиям Пановой Т.В. средний месячный заработок Пановой Т.В. составляет 50546 руб. 32 коп.
После увольнения истцу произведена выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохраняемого среднего месячного заработка за второй-шестой месяц после увольнения в соответствии с положениями статей 178, 318 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию 3 (9-6) средних месячных заработка в размере 151638 руб. 96 коп. (50546,32 х 3).
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет от цены иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области от 19 апреля 2019 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Пановой Татьяны Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" о взыскании невыплаченного денежного вознаграждения при увольнении удовлетворить, взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" в пользу Пановой Татьяны Владимировны 151638 рублей 96 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 4232 рубля 78 коп.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.