Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу заместителя председателя Комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 5 марта 2019 г. и решение судьи Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ "Волгоградский областной клинический противотуберкулёзный диспансер" (далее - ГБУЗ "ВОКПД"),
установил:
постановлением и.о. первого заместителя Комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. от 3 июля 2018 г. ГБУЗ "ВОКПД" признано виновным по ст. 15.14 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 18750 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 5 марта 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г, вышеназванное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С судебными решениями не согласился заместитель председателя Комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. В жалобе, поданной в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ в Волгоградский областной суд, он просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения главного врача ГБУЗ "ВОКПД" М.Г.В. по доводам жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы заместителя председателя Комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. и отмены состоявшихся по делу судебных решений.
Административным органом ГБУЗ "ВОКПД" вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а именно - осуществление ГБУЗ "ВОКПД" расходов за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме 375000 рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, определенные Соглашением от 30 декабря 2016 г. N ГЗ-901-076 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2017 г.
Из материалов дела следует, что между ГБУЗ "ВОКПД" и комитетом здравоохранения Волгоградской области (далее - Комитет) заключено Соглашение от 30 декабря 2016 г. N ГЗ-901-076 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, которым определен порядок и условий предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг ГБУЗ "ВОКПД". Соглашение распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г, и действует до 31 декабря 2017 г.
В рамках исполнения Соглашения Комитетом доведен размер субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на 2017г. ГБУЗ "ВОКПД" в сумме 406 739 000 рублей или 90,8% от утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности. В том числе на уплату налогов, сборов и иных платежей утверждено расходов в сумме 12 614 700 рублей, исполнено расходов в сумме 12 376 700 рублей.
Оплата административных штрафов не является государственным заданием на 2017 г. на оказание государственных услуг.
Оплату административных штрафов 2016 - 2017 г. за нарушения в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в сумме 375000 рублей ГБУЗ "ВОКПД" следовало производить за счет средств субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2017 г, предоставленных Комитетом здравоохранения учреждению на общую сумму 61 289 500 рублей, либо за счет собственных средств, полученных в 2017 г. от приносящей доход деятельности в сумме 6 153 100 рублей.
Исходя из того, что оплата административных штрафов финансовым обеспечением выполнения государственного задания на 2017 г. не предусмотрена, а ГБУЗ "ВОКПД" в нарушение Соглашения из средств субсидии, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 2017 г, 375000 рублей направило на оплату административных штрафов по обязательствам 2016 г. в сумме 300000 рублей и обязательствам 2017 г. в сумме 75000 рублей за нарушения в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания, и.о. первого заместителя Комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. пришел к выводу о виновности ГБУЗ "ВОКПД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
При пересмотре дела об административном правонарушении суды первой и второй инстанций пришли к выводу о том, что в деянии ГБУЗ "ВОКПД" вмененного административного правонарушения не содержится исходя из нижеследующих обстоятельств.
Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 г. N818-п, предусмотрены затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги и затраты на общехозяйственные нужды, связанные с оказанием государственной услуги. При этом в затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги включаются и иные затраты (пп. "г" п. 15 Положения), непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, а в затраты на общехозяйственные нужды включаются затраты на прочие общехозяйственные нужды (пп. "з" п. 16 Положения).
В самом Соглашении от 30 декабря 2016 г. NГЗ-901-076 не указаны конкретные виды расходов, на которые возможно расходование средств государственной субсидии, и не установлен запрет на использование субсидии на оплату административных штрафов.
12 апреля 2017 г. ГБУЗ "ВОКПД" обратилось в Комитет здравоохранения Волгоградской области с письмом N "... " об увеличении финансирования Учреждения по субсидии 1101.901.290 КОСГУ 290 КВФО 4 на сумму 450 000 рублей, в том числе на оплату административных штрафов.
Дополнительным соглашением от 10 мая 2017 г. N 8 к соглашению NГЗ-901-076 от 30 декабря 2016 г. ГБУЗ "ВОКПД" увеличена субсидия на обеспечение выполнения государственного задания на 325 000 рублей, а 23 мая 2017 г. на лицевой счет учреждения зачислена данная сумма по КОСГУ 290 КВФО 4 по субсидии NГЗ-901-076. То есть, главным распорядителем бюджетных средств произведено частичное финансирование обязательных платежей по письму от 12 апреля 2017 г. N "... ".
Указание в документах кода 901 и КВФО 4 свидетельствует о том, что средства относятся к субсидии на обеспечение выполнения государственного задания.
Из указанных средств оплачены административные штрафы платежными поручениями от 30 мая, 31 мая и 5 июля 2017 г.
Таким образом, на основании обращения ГБУЗ "ВОКПД" Комитетом увеличено финансирование подведомственного учреждения в рамках соглашения от 30 декабря 2016 г. N "... " в целях оплаты административных штрафов, и поступившие денежные средства направлены на исполнение вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
Выводы судов первой и второй инстанций о том, что ГБУЗ "ВОКПД" не допустило нецелевое использование бюджетных денежных средств, выделенных учреждению, что уплата учреждением административных штрафов произведена за счет средств, которые из бюджета выделены, в том числе и для уплаты административных штрафов, суд надзорной инстанции находит правильными.
Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъясняется порядок вступления в законную силу принятого судом по делу об административном правонарушении решения.
Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).
Законность принятого должностным лицом административного органа постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ "ВОКПД" проверена судами двух инстанций. Указанное постановление отменено, а производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Принятое судом решение вступило в законную силу.
Более того, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства на момент рассмотрения дела судом надзорной инстанции истек, что является препятствием для обсуждения вопроса о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено по реабилитирующему основанию, при новом рассмотрении дела, на котором настаивает в надзорной жалобе её автор.
Довод надзорной жалобы о том, что в решении судьи областного суда имеется ссылка на ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, которая неприменима в рассматриваемом правоотношении, не дает оснований для отмены данного решения, так как наличие указанной нормы в судебном решении не влияет на его правильность решения по существу.
Доводы надзорной жалобы в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и обстоятельств, получивших надлежащую правовую оценку в двух судебных инстанциях, а потому такие доводы сами по себе не могут свидетельствовать о незаконности судебных актов. Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств судом надзорной инстанции, отличной от той, которая им дана судьями районного и областного судов, не усматриваю.
В силу изложенного выше у суда надзорной инстанции правовых оснований для отмены состоявшихся по настоящему делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу заместителя председателя Комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 5 марта 2019 г. и решение судьи Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ "Волгоградский областной клинический противотуберкулёзный диспансер" оставить без изменения.
Заместитель председателя А.В. Клочков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.