Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Адушкиной И.В, Демидчик Н.В,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Чапаевой М.В. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" о защите трудовых прав по апелляционной жалобе истца Чапаевой М.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Чапаева М.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России) о защите трудовых прав.
В обоснование иска указано, что она проходит службу в ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России в должности начальника хирургического отделения - врача филиала "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России. Выполнение ее обязанностей связано с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: оказание медицинской помощи, в том числе и экстренной, больным туберкулезом (в том числе открытой формы), больным различными инфекционными заболеваниями (ВИЧ-инфекция, гепатиты В, С), больным с различными гнойными заболеваниями, работа с биологическими жидкостями (при оперативных вмешательствах, гной, кровь, жидкость брюшной полости, плевральной полости, в том числе и ВИЧ-инфицированная), также на базе хирургического отделения проходят лечение онкологические больные (проводится химиотерапия, находятся больные с распадом злокачественных образований).
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" до 2017 года для аттестованных сотрудников проводилась специальная оценка условий труда, ей предоставлялось право на дополнительные льготы и преимущества в связи с вредными условиями труда.
В 2017 году ей было отказано ответчиком в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска со ссылкой на то, что должность начальника хирургического отделения не относится к должностям, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда.
Считает данный отказ необоснованным и незаконным, нарушающим ее трудовые права.
Просит суд признать отказ ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России в предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска незаконным.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 марта 2019 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец Чапаева М.В. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что суд рассматривал ее право на дополнительный отпуск только с позиции применения Федерального закона от 18 июня 2001 г..N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", приказа Минздрава России N 225, Министерства обороны России N 194, МВД России N 363, Минюста России N 126, Минобразования России N 2330, Минсельхоза России N 777, ФПС России N 292 от 30 мая 2003 г..; однако профессиональные вредности в медицинской деятельности определены и Федеральным законом от 30 марта 1995 г..N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", согласно которому предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работы с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам из числа гражданского персонала учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти осуществляется по результатам специальной оценки условий труда. Указывает, что в хирургическом отделении филиала "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России в отношении работников из числа гражданского персонала проведена специальная оценка условий труда и им предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; с 2017 года ей, аттестованному сотруднику, находящемуся в аналогичных условиях, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не предоставляется.
Отмечает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г..N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудникам за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях устанавливается дополнительный отпуск; данное положение указывает на право сотрудников на дополнительный оплачиваемый отпуск за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях без проведения специальной оценки условий труда.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России Мокшанова Г.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Чапаева М.В, представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. Представитель ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России Мокшанова Г.В. представила заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ответчика.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Чапаева М.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе, с 1 марта 2016 г. в должности начальника хирургического отделения филиала "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России - врач (л.д. 43а).
По результатам рассмотрения обращения истца о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда ответчиком составлено письмо от 19 ноября 2018 г, согласно которому истец не имеет право на предоставление такого отпуска (л.д. 17-18).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, подтверждающих непосредственное участие истца в оказании противотуберкулезной помощи и наличие в составе подразделения, в котором проходит службу истец, специальных помещений для больных туберкулезом, не представлено, в связи с чем пришел к выводу о законности отказа ответчика в предоставлении истцу дополнительного отпуска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" одним из видов дополнительных отпусков, устанавливаемых сотрудникам уголовно-исполнительной системы, является дополнительный отпуск за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях.
Дополнительный отпуск за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях продолжительностью не менее 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 482 в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложению.
В перечне медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, указаны, в том числе врач, (в том числе врач, занимающий должность руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, руководитель структурного подразделения - врач-специалист), врач (в том числе врач, занимающий должность руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит диагностика, лечение ВИЧ-инфицированных, руководитель структурного подразделения - врач-специалист).
В примечании 1 к приведенному перечню разъяснено, что к медицинским и иным работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, относятся также медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, осуществляющие соответствующую деятельность в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Таким образом, основанием для предоставления сотруднику уголовно-исполнительной системы из числа медицинских работников дополнительного ежегодного отпуска за службу во вредных условиях является непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, работа с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, которую необходимо рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом Чапаевой М.В. не представлено допустимых и относимых доказательств, подтверждающих, что в ее обязанности входит оказание противотуберкулезной помощи, лечение ВИЧ-инфицированных, работа с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Согласно штатному расписанию ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, утвержденному приказом ФСИН России от 31 марта 2015 г. N 251, в филиале "Больница N 2" имеется хирургическое отделение на 50 койко-мест, в том числе палаты на 7 койко-мест онкологического профиля и на 4 койко-места офтальмологического профиля; возглавляет отделение начальник отделения - врач-хирург (л.д. 37-39).
В должностной инструкции начальнику хирургического отделения "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России - врачу майору внутренней службы Чапаевой М.В, утвержденной начальником ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России 14 июля 2017 г, указаний на выполнение истцом обязанностей во вредных условиях не имеется (л.д. 33-36).
Представленные ненадлежащим образом заверенные копии историй болезней "N" сами по себе не свидетельствуют о работе истца во вредных условиях (л.д. 6-7, 8-9, 10, 11).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Чапаевой М.В. не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не применен Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", не могут повлечь отмену правильного по существу решения.
Не влияют на законность решения и доводы жалобы Чапаевой М.В. о том, что в хирургическом отделении филиала "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России в отношении работников из числа гражданского персонала проведена специальная оценка условий труда и им предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, поскольку сотрудникам уголовно-исполнительной системы дополнительный отпуск за вредные условия труда устанавливается по иным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чапаевой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Н.В. Демидчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.