Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Лесновой И.С, Скипальской Л.И,
при секретаре Зобниной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 июля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Насыбулловой Г.У, Буторова Б.А, Маркиной В.В, Мясаутовой Е.М, Мартьяновой Ю.Н, Мартьяновой М.Н, Мизерова А.С. к администрации городского округа Саранск о понуждении заключить соглашения об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме путем выкупа или предоставления другого жилого помещения.
по апелляционной жалобе Насыбулловой Г.У, Буторова Б.А, Маркиной В.В, Мясаутовой Е.М, Мартьяновой Ю.Н, Мартьяновой М.Н, Мизерова А.С. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 апреля 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Насыбуллова Г.У, Буторов Б.А, Маркина В.В, Мясаутова Е.М, Мартьянова Ю.Н, Мартьянова М.Н, Мизеров А.С. с учетом уточнения требования обратились в суд с указанным иском к администрации городского округа Саранск.
Заявленные требования мотивировали тем, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме "адрес", который на основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 г. "N" постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. "N" признан аварийным и подлежащим сносу, а граждане, проживающие в нем, подлежат расселению в другие благоустроенные помещения в период с 2018 года по 2021 год.
Просили обязать администрацию городского округа Саранск в срок, не превышающий двух месяцев, направить им соглашение об изъятии жилых помещений в указанном многоквартирном доме, принадлежащих истцам на праве собственности, путем выкупа либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (л.д. 8-11, 160-162).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 апреля 2019 г. исковые требования Насыбулловой Г.У, Буторова Б.А, Маркиной В.В, Мясаутовой Е.М, Мартьяновой Ю.Н, Мартьяновой М.Н, Мизерова А.С. оставлены без удовлетворения (л.д. 180-189).
В апелляционной жалобе Насыбуллова Г.У, Буторов Б.А, Маркина В.В, Мясаутова Е.М, Мартьянова Ю.Н, Мартьянова М.Н, Мизеров А.С. выражают несогласие с принятым по делу решением суда. В обоснование доводов жалобы ссылаются на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Дополнительно обращают внимание, что в требованиях о сносе дома, направленных ответчиком в их адрес с 14 по 21 января 2019 г, также были требования о направлении в пятидневный срок согласия на изъятие жилых помещений путем выкупа или предоставления другого благоустроенного жилого помещения. Данные согласия были направлены в администрацию городского округа Саранск. Указывают, что ответчик до настоящего времени не принял решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии жилых помещений у истцов, не произвел оценку рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества, размера ущерба, следовательно, процедура, предусмотренная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не начата. Данные обстоятельства, по их мнению, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Просят решение суда отменить и разрешить вопрос по существу (л.д.194-197).
В возражениях на апелляционную жалобу истцов прокурор Октябрьского района г. Саранска Костин О.Н, ссылаясь на её необоснованность, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения (л.д. 211-213).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание Насыбуллова Г.У. не явилась.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в её отсутствие.
Истцы Буторов Б.А, Маркина В.В, Мясаутова Е.М, Мартьянова Ю.Н, Мартьянова М.Н, Мизеров А.С, представитель истца Насыбулловой Г.У, Видяева Н.А, представитель истца Маркиной В.В. Ведяшкина В.А. апелляционную жалобу поддержали по доводам в ней изложенным.
Представитель ответчика администрации городского округа Саранск Деров Н.В, прокурор Умнова Е.В. просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и поступившим относительно нее возражениям, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 ГПК РФ приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому гражданину право на жилище, запрещает произвольное лишение граждан их жилища.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Исходя из положений части 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 указанной статьи).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной статьи).
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в многоквартирном доме "адрес" комната "N" принадлежит на праве собственности Насыбулловой Г.У, комната "N" - Буторову Б.А, комната "N" - Маркиной В.В, комната "N" - Мясаутовой Е.М, комната "N" - Мизерову А.С. и комната "N" - Мартьяновой Ю.Н. и Мартьяновой М.Н. (по 1/2 доле) (л.д. 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 71-82).
Все указанные лица зарегистрированы и проживают в указанных жилых помещениях (л.д. 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 61-67).
Согласно заключению межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 г. "N" выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу (л.д. 56-60).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. "N" указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также постановлено предоставить гражданам, проживающим в нем, другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 года по 2021 год (л.д. 55).
11 января 2019 г. Буторову Б.А. (л.д. 107-108,) 14 января 2019 г. Насыбулловой Г.У. (л.д. 132-133), 15 января 2019 г. Мизерову А.С. (л.д. 117-118), 16 января 2019 г. Маркиной В.В. (л.д. 102-103), Мясаутовой Е.М. (л.д. 112-113), Мартьяновой Ю.Н. (л.д. 122-123), Мартьяновой М.Н. (л.д. 127-128) ответчиком направлены требования о сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в течение двух месяцев со дня получения данного требования.
До истечения данного срока, 08 февраля 2019 г, истцы обратились в суд с требованием о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого (л.д. 8-11).
Срок отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется региональной адресной программой.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г.) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 г, она утверждается на период до 1 сентября 2025 г.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г..в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 ЖК РФ; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении
которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.
Республиканской адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2013 - 2017 г.г, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 472 определены этапы расселения конкретного перечня аварийных домов, которые были аварийными и подлежащими сносу до 2012 года.
Государственной программой Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. N 53, включающую подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2019 - 2025 г.г. определены этапы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления, обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, не включен ни в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г, ни в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2019 - 2025 г.г, поскольку признан аварийным только в 2018 году.
Администрация городского округа Саранск не принимала решения по сносу и о конкретных сроках отселения граждан из указанного жилого дома, об изъятии земельного участка для муниципальных нужд каждого жилого помещения в многоквартирном доме, оценку изымаемого имущества не производила, проекты соглашений, определяющих размер возмещения за жилые помещения, сроки и другие условия изъятия не составляла.
Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства истцами не оспаривались.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу, что требования истцов о возложении на ответчика обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение или выкупить у них аварийное жилое помещение не основано на законе, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного ими иска.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
Они по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Насыбулловой Г.У, Буторова Б.А, Маркиной В.В, Мясаутовой Е.М, Мартьяновой Ю.Н, Мартьяновой М.Н, Мизерова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
И.С. Леснова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.