Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович при секретаре Ермаковой Светлане Владимировне, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г.,
установил:
постановлением "N" от 15 февраля 2019 г. начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракина Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее также - МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП Российской Федерации) и ему назначено наказание в виде "данные изъяты"
Постановлением "N" от 15 февраля 2019 г. начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракина МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказание в виде "данные изъяты"
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г. дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой и третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, возбужденные в отношении МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" были объединены в одно производство (т. 2, л.д. 128-130).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г. постановления "N" от 15 февраля 2019 г. изменено, по части третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" назначено административное наказание в виде "данные изъяты". С учетом положений части второй статьи 4.4 КоАП Российской Федерации окончательно назначено МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" наказание по части первой и части третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации в виде "данные изъяты"
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, защитник МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" Е.В. Школьникова просит отменить решение судьи. Утверждает, что должностное лицо подменило предмет проверки, назначенной распоряжением "N" от 10 января 2019 г, поскольку основания внеплановой проверки, в акте проверки не зафиксированы. Указывает, что акт проверки и протокол об административном правонарушении получены с нарушением закона, в связи с чем неправомерно данные документы использованы в качестве доказательств виновности предприятия в совершении вмененного административного правонарушения (т. 2, л.д. 143-146).
В судебное заседание начальник отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракин, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда республики считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании защитник МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" Е.В. Школьникова просила удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями второй - четвертой данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для внеплановой выездной проверки МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" в период с 10 января 2019 г. по 6 февраля 2019 г. явилось распоряжение (приказ) руководителя Государственной инспекции труда с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сообщение о несчастном случае со смертельным исходом, поступившее от МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", произошедшим с С.В.Г, представление должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 10 января 2019 г.
В результате проверки установлено, что в личных карточках учета выдачи СИЗ работникам КНС N 3, КНС N 8 не указаны все наименования предусмотренных выдаче работникам СИЗ, не правильно указан пункт типовых норм, не указаны номер сертификата или декларации соответствия СИЗ; работники организации не ознакомлены с соответствующими их профессии и должности типовыми нормами выдачи им средств индивидуальной защиты; протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" не соответствуют форме утвержденной приложением N 1 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций; журнал регистрации инструктажа на рабочем месте КНС N 8 ведется с нарушением; ряд работников не ознакомлены с условиями труда на рабочем месте.
Указанные действия МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", квалифицированы по части первой статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
В ходе проверки установлено также, что ряд работников были допущены к работе без прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.
Указанные действия МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", квалифицированы по части третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки "N"-И от 6 февраля 2019 г, протоколах об административном правонарушении "N", "N" от 11 февраля 2019 г. и послужили основанием для вынесения постановлений "N" и "N" от 15 февраля 2019 г.
Судья районного суда пришел к выводу о законном и обоснованном привлечении МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" к ответственности, предусмотренными частями первой и третьей 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
С данными выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части первой статьи 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
В подпункте "б" пункта 2 части второй статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части первой статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пунктам 4, 5, 6 части второй статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в числе прочего, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Как указано в части первой статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части второй статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных, в частности, пунктом 2 части второй, частью третьей (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью пятой (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 данного Федерального закона (пункт 2).
В подпункте "б" пункта 2 части второй статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки, в числе прочего, являются причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что распоряжением от 10 января 2019 г. "N" в отношении МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" была назначена внеплановая выездная проверка по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части второй статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в качестве которого послужила информация о смерти работника на предприятии. Срок проведения проверки с 10 января 2019 года по 6 февраля 2019 года.
В соответствии с частью первой статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Частью четвертой статьи 16 настоящего Федерального закона установлено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
Между тем акт проверки от 6 февраля 2019 г. "N" не содержит ни одного вывода государственного инспектора труда относительно предмета проведения проверки, указанного в распоряжении от 10 января 2019 "N", и связанного с несчастным случаем на предприятии.
Таким образом, довод жалобы о том, что в ходе проверки с 10 января 2019 года по 6 февраля 2019 года МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" государственным инспектором труда был подменен ее предмет, определенный в распоряжении руководителя государственной инспекцией труда от 10 января 2019 "N", и по ее результатам при составлении акта от 6 февраля 2019 "N" не была проверена информация, явившаяся основанием для инициирования данной проверки, заслуживает внимание.
В соответствии с положением части третьей статьи 26.2 КоАП Российской Федерации не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В нарушение вышеприведенных правовых норм Федерального закона N 294-ФЗ в рассматриваемом случае должностное лицо административного органа фактически подменило предмет назначенной распоряжением от 10 января 2019 "N" проверки, поскольку, как указывалось ранее, основания, непосредственно связанные с послужившими для проведения внеплановой проверки, в акте проверки от 6 февраля 2019 г. "N" не зафиксированы.
В силу положений частей первой и четвертой статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, документы, полученные по результатам проведенной в отношении МП г.о. Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" проверки с нарушением требований закона, в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении, неправомерно использованы в качестве доказательств виновности предприятия в совершении вмененного административного правонарушения, обстоятельства, на основании которых вынесено состоявшееся по делу постановление, не доказаны.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракина "N" от 15 февраля 2019 г, постановление начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракина "N" от 15 февраля 2019 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г, вынесенные в отношении Муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями первой и третьей статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части первой статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
жалобу Муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" удовлетворить.
Постановление начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракина "N" от 15 февраля 2019 г, постановление начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия П.В. Баракина "N" от 15 февраля 2019 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г, вынесенные в отношении Муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями первой и третьей статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части первой статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.