Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н,
судей коллегии: Евсевьева С.А. и Старовойтова Р.В,
при секретаре Шекуровой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации г.Новый Уренгой Буржинской Н.Г, представителя ответчика МАО "Дворец спорта "Звездный" Махнюковой И.Н, представителя ООО "Производственная фирма "ВИС" Мирончика В.В. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) о возложении на ответчиков администрацию г.Новый Уренгой, муниципальное автономное учреждение "Дворец спорта "Звездный", общество с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "ВИС" обязанности выполнить мероприятия по устранению 40 нарушений пожарной безопасности в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу, мотивируя тем, что выявленные ранее нарушения пожарной безопасности ответчиками в оговоренный срок не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новый Уренгой Крупская О.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика МАУ "Дворец спорта "Звездный" Маслова Е.Е, Махнюкова И.Н. иск не признали в части, просили установить срок исполнения до конца 2019 года. Указали на зону ответственности ООО "ПФ "ВИС" как генерального подрядчика по муниципальному контракту по строительству "Многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса", в пределах гарантийного срока.
Представитель ответчика администрации г.Новый Уренгой Галимова Л.Ф. иск не признала.
Представитель ответчика ООО "Производственная фирма "ВИС" Стрельцова Е.А. не оспаривая факт выявленных нарушений, просила установить срок исполнения до конца 2019 года.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ЯНАО Ершов И.А. иск поддержал.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора города Новый Уренгой, постановлено солидарно возложить на Муниципальное автономное учреждение "Дворец спорта "Звездный" и Администрацию города Новый Уренгой обязанность устранить нарушения требований пожарного законодательства на объекте Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс в г. Новый Уренгой Муниципального автономного учреждения "Дворец спорта "Звездный", расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Олимпийский, д.1:
1.1. Соблюсти специальные технические условия от 12.08.2012 (далее - СТУ), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованные заключением нормативно-технического совета (протокол N 18 от 29.09.2011).
1.2. Заключить договор со страховой организацией на страхование риска ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, имущества по причине пожара.
1.3. Создать добровольную пожарную дружину на объекте.
1.4. Предусмотреть секционные планы эвакуации на каждом этаже здания с площадью этажа более 1000 м2. Сводные планы эвакуации хранить у дежурного либо иного ответственного лица и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
1.5. Разработать специальные текстовые сообщения для передачи по громкоговорящей связи в целях обеспечения речевого способа оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
1.6. В соответствии с проектным решением здания 3-го этажа, обеспечить достоверную информацию на плане эвакуации 3-го этажа.
1.7. Провести огнезащитную пропитку драпировки окон в помещении спортивного зала на 2040 мест либо представить документы (акт, сертификат) подтверждающие проведение такой пропитки.
1.8. Обеспечить здание порошковыми огнетушителями с рангом тушения модельного очага предназначенных для тушения пожаров твердых горючих веществ и материалов (A), предусмотреть использование универсальных по области применения огнетушителей.
1.9. Провести оценку технического состояния систем противодымной вентиляции в соответствии с ГОСТ Р 53300 с заполнением соответствующего протокола, по следующим параметрам: - фактические расходы воздуха, удаляемого системами вытяжной противодымной вентиляции через дымоприемные устройства непосредственно из помещений и из коридоров (холлов) оборудованных дымоприемными устройствами; - фактические значения избыточного давления в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 и в тамбур-шлюзах либо представить сведения о ее периодическом проведении не реже одного раза в 2 года, с момента введения здания в эксплуатацию.
Солидарно возложить на Муниципальное автономное учреждение "Дворец спорта "Звездный", Администрацию города Новый Уренгой и ООО "Производственная фирма "ВИС" обязанность устранить нарушения требований пожарного законодательства на объекте Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс в г. Новый Уренгой Муниципального автономного учреждения "Дворец спорта "Звездный", расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Олимпийский, д. 1:
2.1. Обозначить знаками пожарной безопасности средства обратной связи (коммутаторы) СОУЭ-5го типа с использованием светоотражающих или люминесцентных покрытий.
2.2. Оборудовать замками "Антипаника" все двери, выходящие непосредственно наружу и запираемые по условиям эксплуатации дверей.
2.3. Обеспечить конструктивное или цветовое решение для всех дверей эвакуационных выходов, хорошо видное со всей примыкающей площади, в том числе при аварийном освещении.
2.4. Выполнить обозначение путей эвакуации фотолюминесцентными эвакуационными системами (ФЭС) в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля".
2.5. Обеспечить проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, клапанов ОЗК 0.5 ОЗК 0.6 ОЗК 0.43 ОЗК 1.59 КП 1.9) в воздуховодах, обеспечить доступ к огнезадерживающим устройствам, установленным в непосредственной близости к стенам помещений.
2.6. Оборудовать устройствами для самозакрывания противопожарные двери технических и складских помещений (кладовые в зонах приготовления пищи кафе 1,2,3 этаж, складские помещения закусочной на 70 мест, все противопожарные двери, установленные в подвале и т.п), установленные в дверных проемах перегородок, отделяющих помещения различного функционального назначения, а так же одну из двух дверных полотен, отделяющих коридор от безопасных зон и одну дверь спортивного зала (в осях И-К/14-15).
2.7. Обеспечить нахождение кабелей от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств в раздельных огнестойких каналах, а также соответствующую огнезащиту.
2.8. Выполнить листовой сталью не менее 0,8 мм и обеспечить огнезащитную обработку с пределом огнестойкости не менее EI 30 воздуховоды системы приточной и вытяжной системы дымоудаления воздуха при пожаре в здании, на участке от воздухозаборных устройств из защищаемых помещений до противопожарных клапанов.
2.9. Обеспечить приточной противодымной вентиляцией тамбур-шлюз цокольного этажа (в составе ПД-1), в лестничной клетке Л-5 (в составе ПД-2), в пожаробезопасной зоне для инвалидов 2-го и 3-го этажа (в составе ПД3), в лифтовой шахте в осях 2-3 (в составе ПД4) и лифтовой шахте в осях 10-11 (в составе ПД-5), в лестничной клетке Л-2 (в составе ПД-6).
2.10. Обеспечить включение в пульт управления системами противопожарной защиты здания (ЦПУ) расположенный на пожарном посту (диспетчерской) следующих функций:
- индикация поэтажного расположения и управление работой лифтов.
- индикация состояния аварийного источника электроснабжения.
2.11. Обеспечить координированное (дистанционное) управление из пожарного поста-диспетчерской системами удаления и подпора воздуха при пожаре, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре с пульта управления системами противопожарной защиты здания (ЦПУ), расположенном на пожарном посту (диспетчерской).
2.12. Обеспечить учет ширины коридора, уменьшенной на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей, на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей, в качестве ширины эвакуационного пути при эксплуатации дверей, открывающихся из помещений в следующие коридоры: в коридоре 3-го этажа в административной части здания, коридор второго этажа здания (в осях 17-20/В-Г, пом. 247-245/244-246), коридор 2-го этажа здания (в осях 18-21/В-Г пом. 2.69, 2.65), коридора 1-го этажа (в осях 7-14/Д-Е раздевалка пом. 135 и зал единоборств); коридора 1-го этажа раздевалка пом. 134 и инвентарная пом. 133; коридор 1-го этажа тренажёрного зала (в осях 8-9/Г-Е), коридор подсобных помещений закусочной (в осях 2-3/И-Н пом. 19.8), коридор район открывания дверей из помещений 136/135.
2.13. Установить световые оповещатели "Выход" над эвакуационными выходами, ведущими из зала ОФП (хореографии), из помещений салона красоты (1 эт.) непосредственно наружу в осях 1/Е-Д; ведущем из помещений закусочной на 70 мест непосредственно наружу (дверь 1.105, дверь 1.104); ведущим из стрелкового тира (район пом. 148); ведущем из коридора залов настольного тенниса и бокса непосредственно наружу (район пом. 139).
2.14. Обеспечить высоту пути эвакуации не менее 2 м. в лестничной площадке лестницы Л-1 входа "С" (в осях 20-21/В-Г) либо провести расчет по оценке индивидуального пожарного риска на объекте защиты ДС "Звездный", т.е. оценке уровня обеспечения пожарной безопасности людей при эвакуации.
2.15. Дверной проем в противопожарной преграде комнаты хранения оружия (комплекс тира) выполнить противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее ЕI 30, оборудованной устройством для самозакрывания.
2.16. Предусмотреть меры по удалению огнетушащего вещества из помещений, после подачи огнетушащего вещества при сработке автоматических аэрозольных установок пожаротушения.
2.17. Обеспечить наличие не менее двух окон размером 0,9х1,5 м. с приямками, оборудованными лестницами в помещении комплекса сауны либо провести расчет по оценке индивидуального пожарного риска на объекте защиты ДС "Звездный", т.е. оценке уровня обеспечения пожарной безопасности людей при эвакуации.
2.18. Восстановить огнезащитный материал воздуховода ВД-6 в помещении вентиляционной камеры, огнезащитный материал балки в коридоре (пом. 0.4), огнезащитный материал балки в коридоре район входа в помещения [суммы изъяты].30/0.31, огнезащитный материл в коридоре в районе помещения 0.11.
2.19. Провести работы по заделке негорючим материалом, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями из помещения электрощитовой (N 426) с кабинетом N 427 и комнатой переговоров.
2.20. Обеспечить необходимый предел огнестойкости узла пересечения ограждающей строительной конструкции с огнестойкими каналами вентиляционных систем в подвальном этаже над входами в помещения вентиляционных 3,6,10,18,19,20,14,15,17; над входом в помещение 0.8; над входом в помещение 0.17, над входом в помещение 0.10, над входом в помещение 0,15; над входом в помещение 0,11, в складских помещениях 311, 319, а так же во всех вентиляционных камерах.
2.21. Обеспечить ограждения с перилами высотой не менее 1,2 м. на путях эвакуации в подвальном этаже здания, в том числе из комплекса сауны, у всех лестниц высотой более 45 см, а так же у лестницы в коридоре первого этажа ведущего из зала ОФП в холл (в осях 18-19/В-Г).
2.22. Оборудовать коридор комплекса сауны автоматической установкой водяного пожаротушения.
2.23. Обеспечить исправное (работоспособное) состояние автоматических систем и средств противопожарной защиты объекта, а именно:
Обеспечить исправность огнезадерживающих устройств (заслонки, клапаны): КП 0.1 ОЗК 0.5 ОЗК 0.6 ОЗК 0.19 ОЗК 0.21ОЗК 0.22 ОЗК 0.32 ОЗК 0.33 ОЗК 0.38 ОЗК 0.39 ОЗК 0.41 ОЗК 0.42 ОЗК 0.43 ОЗК 0.56 ОЗК 1.2 ОЗК 1.18 ОЗК 1.21 ОЗК 1.23 ОЗК 1.24 ОЗК 1.32 ОЗК 1.35.1 ОЗК 1.35.2 ОЗК 1.44 ОЗК 1.45.2 ОЗК 1.59 ОЗК 1.70 ОЗК 1.73 ОЗК 1.75 ОЗК 1.76 ОЗК 1.77 ОЗК 1.78 ОЗК 1.79 ОЗК 1.85 ОЗК 1.90 ОЗК 1.91 ОЗК 1.93 ОЗК 1.103 ОЗК 1.120 КП 1.4 КП 1.6 КП 1.7 КП 1.8 КП 1.9 КП 1.13 КП 1.38.1 КП 1.46 КП 1.75 КП 1.81 КП 1.82 КП 1.94 КП 1.95 КП 1.98 КП 1.99 КП 1.100 КП 1.102 КП 1.104 ОЗК 2.14 ОЗК 2.63 ОЗК 2.64 ОЗК 2.69 ОЗК 2.70 ОЗК 2.78 ОЗК 2.82 ОЗК 2.86 ОЗК 2.1а КП 2.1 КП 2.4 КП 2.87 ОЗК 3.6.1 ОЗК 3.9 ОЗК 3.20 ОЗК 3.23 ОЗК 3.26 ОЗК 3.33 ОЗК 3.38 ОЗК 3.39 ОЗК 3.45 ОЗК 3.11.1 КП 3.1 КП 3.3 КП 3.4 ОЗК 4.7 ОЗК 4.12 ОЗК 4.15.2 ОЗК 4.18.3 ОЗК 4.18.4 ОЗК 4.18.5 КП 4.2а КП 4.3а КП 4.4 КП 4.4а КП 4.17; обеспечить нахождение в автоматическом режиме установки систем против дымной защиты: ШАДУ 0.5, ШАДУ 0.1, ШАДУ 3.3, ШАДУ 4.1, ШАДУ 4.3, ШАДУ 4.4, ШАДУ 4.5, ШАДУ 4.6, ШАДУ 4.9, ШАДУ 4.10, ШАДУ 3.2, ШАДУ 3.1, ШАДУ 3.4, ШАДУ 2.5, ШАДУ 1.2, ШАДУ 1.4, ШАДУ 1.5, ЩАДУ 0,4; Обеспечить исправность линий (каналов) N 1,2,3,5,6,11,12,14,18,20 системы оповещения о пожаре и эвакуации людей; Обеспечить исправность двигателей дымоудаления ПП-1, ПД-1,2,3,4,5; ВД-3,5,9,12,15,17,20; Обеспечить исправность установки систем аэрозольного пожаротушения в помещении комнаты чистки оружия и помещении звуковой (4 эт.); Подключить двигатель системы вентиляции (ПП-1) подпора воздуха при пожаре в тамбур - шлюзе соединяющем 1-ый этаж здания с помещением сауны; Обеспечить исправность динамического указателя направления движения, а именно: в коридоре салона красоты, холл второго этажа, коридор 1-го этажа со стороны зала ОФП в холл, коридор эвакуационного выхода из тира; Подключить огнезадерживающие устройства (заслонки, клапаны) в помещении 0.15, в помещении 0.30, в помещении 0.11 (В11).
2.24. Установить пожарные извещатели в отсеке потолка шириной 1 м, ограниченном строительными конструкциями, выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м. в помещении универсального спортивного зала на 2040 мест.
2.25. Обеспечить наличие знаков пожарной безопасности (E-21 по ГОСТ 12.4.026-2015), выполненных с использованием фотолюминесцентных эвакуационных систем (ФЭС) в соответствии с РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009, указывающих пути движения к зонам безопасности для маломобильных групп населения, а так же обозначить знаками пожарной безопасности (E-21) двери и стены помещений зон безопасности, обозначить места расположения зон безопасности на планах эвакуации.
2.26. Обеспечить предел огнестойкости транзитных воздуховодов проходящих через помещение инвентарной (N 234), помещение инвентарной (N 233), помещение инвентарной (N 305).
2.27. Обеспечить отделку стен и потолков в оружейной мастерской без применения горючих материалов либо предоставить документы, подтверждающие соответствие требованиям нормативных документов имеющейся отделки, либо предоставить заключение эксперта о применении негорючих материалов при отделке стен и потолков в оружейной мастерской.
2.28. Обеспечить оборудование помещений общественного, административного бытового назначения, а так же кладовые хранения материалов категории В3, дымовыми пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализации, а именно: помещение инвентарной (N 234), помещение инвентарной (N 233), помещение инвентарной (N 231); помещение инвентарной (N 231/2), помещение мучного цеха (2.59), помещение кладовой (2.70), помещение кладовой (2.69), помещение кладовой (2.62); помещение инвентарной (133); бытовое помещение (128); служебно-бытовое помещение (100), бытовое помещение (1.74) помещение горячего цеха закусочной на 30 мест (1эт), помещение кладовой (1.98), помещение кладовой (0.16), холл 3-го этажа, помещение склада с рабочим местом (308), помещение инвентарной (305); помещение инвентарной (3.2.7); бытовое помещение (158).
2.29. Обеспечить соответствие требованиям пожарной безопасности лестничной клетки с 3,2,1 этажей здания, а именно: - обеспечить высоту эвакуационного выхода со 2-го этажа ведущего в лестницу не менее 2 м.; - обеспечить высоту горизонтальных участков путей эвакуации в лестничной клетке не менее 2 м.; - обеспечить ширину лестничных площадок не менее ширины марша, либо провести расчет по оценке индивидуального пожарного риска на объекте защиты ДС "Звездный", т.е. оценке уровня обеспечения пожарной безопасности людей при эвакуации.
2.30. Обеспечить обозначение световыми знаками с пиктограммами места размещения патрубков установленных для подключения передвижных пожарных автонасосов к системам внутреннего пожаротушения.
2.31. Установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) места расположения водоисточников наружного противопожарного водоснабжения (пожарного водоема, пожарных гидрантов (наземных узлов), а также по направлению движения к ним.
Установить срок исполнения решения суда - в течении трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Исполнение решения суда производить с обязательным участием отдела надзорной деятельности и профилактики работы по муниципальному образованию г.Новый Уренгой ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому округу.
Взыскать с МАУ "Дворец спора "Звездный" и ООО "ПФ "ВИС" в солидарном порядке в доход бюджета муниципального образования г.Новый Уренгой государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
Решение в части взыскания государственной пошлины подлежит исполнению в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Новый Уренгой Буржинская Н.Г. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Со ссылкой на положения ст.755 Гражданского кодекса РФ приводит доводы о зоне ответственности генерального подрядчика ООО "ПФ "ВИС" в устранении нарушений требований пожарной безопасности, принявшего обязательства по строительству объекта и своевременному устранению недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийной эксплуатации здании "Дворца спорта "Звездный".
Со ссылкой на Бюджетный кодекс РФ указывает на невозможность исполнения решения суда в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в связи с тем, что расходные обязательства по устранению нарушений пожарной безопасности по спорному объекту являются среднесрочными, срок исполнения которых составляет от одного года до пяти лет.
Представитель ответчика МАО "Дворец спорта "Звезный" Махнюкова И.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на необходимость возложения ответственности по устранению требований пожарной безопасности, определенных во второй части решения суда и отнесенных к зоне ответственности ООО "ПФ "ВИС" в рамках муниципального контракта, в пределах гарантийного срока. Выражает несогласие с установленным в решении трехмесячным сроком исполнения решения суда в связи с незаконченным процессом передачи имущества -здания в оперативное управление, необходимости времени для его страхования.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "Производственная фирма "ВИС Мирончик В.В. просит решение суда отменить в части возложения обязанности по устранению нарушений требований пожарного законодательства по пунктам 2.9; 2.10; 2.11; 2.12.; 2.14; 2.16; 2.21; 2.28; 2.29; 2.30; 2.31, ссылаясь, что работы по указанным пунктам не входили в объем работ по заключенному муниципальному контракту от 11 апреля 2011 года N112-р и в состав утвержденной сторонами контракта проектно-сметной документации.
В возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора г.Новый Уренгой Крупская О.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Писарева О.В. просила отклонить жалобы МАО "Дворец спорта "Звезный" и Администрации г.Новый Уренгой, с жалобой ООО "Производственная фирма "ВИС" согласилась.
Представитель ответчика ООО "Производственная фирма "ВИС" Стрельцова Е.А. поддержала доводы своей жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом (извещения от 31 мая 2019 года).
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 1, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане и руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со ст.ст. 36, 38Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, и несут ответственность за их нарушение.
Требования пожарной безопасности установлены в Федеральном законе от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N123-ФЗ), определяющим основных положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающие общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам.
Положения Федерального закона N123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
В силу ч.3 ст.4 Федерального закона N123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты являются предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 NN123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом.
Таким образом, соответствие пожарного риска предельно допустимым значениям представляет собой соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч.2 ст.54 ФЗ N123-ФЗ).
В соответствии со ст.6 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Действующим законодательством должностным лицам Государственного пожарного надзора предоставлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Должностные лица Государственного пожарного надзора выдают руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 октября 2018 года прокуратурой города Новый Уренгой совместно с главным государственным инспектором г..Новый Уренгой по пожарному надзору проведена контрольная проверка объекта - "Дворец спорта "Звёздный" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которого выявлено 52 нарушения требований пожарной безопасности, в частности, в здании отсутствуют секционные планы эвакуации, не выставлена достоверная информация о них; не разработаны специальные текстовые сообщения, для передачи по громкоговорящей связи, в целях обеспечения речевого способа оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствуют конструктивное или цветовое решение для всех дверей эвакуационных выходов, хорошо видное со всей примыкающей площади, в том числе при аварийном освещении, обозначение путей эвакуации фотолюминесцентными эвакуационными системами (ФЭС) в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные.
Требования и методы контроля", световые оповещатели "Выход" над эвакуационными выходами; двери, выходящие непосредственно наружу и запираемые по условиям эксплуатации дверей, не оборудованы замками "Антипаника", не установлены указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) места расположения водоисточников наружного противопожарного водоснабжения (пожарного водоема, пожарных гидрантов (наземных узлов), а также по направлению движения к ним; здание не обеспечено порошковыми огнетушителями с рангом тушения модельного очага предназначенных для тушения пожаров твердых горючих веществ и материалов (A), предусмотреть использование универсальных по области применения огнетушителей; не обеспечено координированное (дистанционное) управление из пожарного поста-диспетчерской системами удаления и подпора воздуха при пожаре, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре с пульта управления системами противопожарной защиты здания (ЦПУ), расположенном на пожарном посту (диспетчерской), не создана добровольная пожарная дружина на объекте; коридор комплекса сауны не оборудованы автоматической установкой водяного пожаротушения.
Не были представлены документы, позволяющие сделать вывод о наличии огнезащитной пропитки драпировок окон, надлежащем качестве отделки стен и потолков в оружейной мастерской.
О данных нарушениях ответчикам МАО "Дворец спорта "Звездный" и администрации г.Новый Уренгой указано при проведении проверки в апреле 2018 года, не устранены выявленные нарушения и при проведении проверки в октябре 2018 года.
Удовлетворяя иск прокурора г.Новый Уренгой, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, правомерно исходил из того, что выявленные при проведении проверки в апреле 2018 года и продублированные в исковом заявлении прокурора города Новый Уренгой нарушения обязательных требований пожарной безопасности ответчиками не оспариваются, данные нарушения носят длящийся характер, на момент рассмотрения дела не устранены, уклонение от их устранения создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом правомерно возложил на ответчиков МАУ "Дворец спорта "Звездный" и администрацию города Новый Уренгой в солидарном порядке обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс в г.Новый Уренгой муниципального учреждения "Дворец спорта "Звездный".
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении на ООО "Производственная фирма "ВИС" в солидарном порядке обязанностей устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс г.Новый Уренгой" Муниципального автономного учреждения "Дворец спорта "Звездный" по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Администрацией г.Новый Уренгой и ООО "ПФ "ВИС" заключен муниципальный контракт от 11 апреля 2011 N 112-юр на строительство "Многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса", который 21 сентября 2018 года введен в эксплуатацию и принят в муниципальную собственность, что подтверждается постановлением Главы г.Новый Уренгой N377 от 21 сентября 2018 года (т.1, л.д.82-92).
Генеральным подрядчиком по контракту выступало ООО "ПФ "ВИС", функции заказчика - застройщика осуществляло ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО".
Здание, расположенное по адресу: г.Новый Уренгой, мкр. Олимпийский, д.1, введено в эксплуатацию: 1 этап - 29.08.2016 года (разрешение на ввод объекта в индию N 89-RU 89304000-29-2016), 2 этап - 28.12.2017 года (разрешение на ввод а в эксплуатацию N 89-RU 89304000-46-2017).
ООО "ПФ "ВИС" осуществляло строительство в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение Государственной экспертизы. Соответствие строенного Объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации подтверждается разрешениями на ввод Объекта в эксплуатацию N89-RU 59304000-29-2016 от 29.08.2016г. (1 этап), N89-RU 89304000-46-2017 от 28.12.2017г. (2 этап) и Заключением от 29.08.2016г. о соответствии построенного Объекта техническим регламентам и требованиям, в том числе требованиям пожарной безопасности.
975/1000 доли в праве общей долевой собственности на объект приняты в собственность муниципального образования город Новый Уренгой на основании постановления Администрации города Новый Уренгой от 21.09.2018 N377 и объект закреплен на праве оперативного управления за МАУ "Дворец спорта "Звездный" в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений от 5 октября 2018 года N509 (т.1, л.д.106-109).
Администрация города Новый Уренгой является учредителем МАУ "Дворец "Звездный". Полномочия и функции учредителя в соответствии с Уставом "Дворец спорта "Звездный" осуществляет Управление физической культуры и Администрации города Новый Уренгой.
Пунктом 8.1.7 муниципального контракта стороны установили обязанность генерального подрядчика - ООО "ПФ "ВИС" устранить за свой счет все дефекты в работах, выявленные в процессе строительства, приемки объекта, его гарантийной эксплуатации, в сроки, согласованные сторонами.
В соответствии со ст. 18 муниципального контракта генеральный подрядчик - ООО "ПФ "ВИС", выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации объекта. Срок гарантии - 60 (шестьдесят) месяцев с момента подписания нами акта о сдаче объекта в эксплуатацию.
Акт сдачи объекта "Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс" г. Новый Уренгой" в эксплуатацию подписан сторонами 8 сентября 2016 года. С него момента начинает исчисляться гарантийный срок, указанный в ст. 18.2 контракта.
В силу статьи 755 Гражданского кодекса РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность стации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока.
Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильной инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком извлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, еденного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Таким образом, в случае обнаружения недостатков в течение гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за эти недостатки (дефекты).
Закрепленная Конституцией Российской Федерации гарантия судебной защиты является важнейшим средством реализации прав и свобод человека при наличии обязанности государства по их признанию, соблюдению и защите. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого обратиться в суд за защитой своих прав и свобод, с другой, - обязанность суда рассмотреть заявление и принять по нему законное и обоснованное решение.
Указанный тезис конкретизирован в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, закрепляющим положение о праве каждого заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и иными способами, предусмотренными законом.
В целях реализации задач гражданского судопроизводства, предусмотренных в статье 2 ГПК РФ, суд должен вынести законное и обоснованное решение, которое будет отвечать названным требованиям, когда нарушенные или оспариваемые права граждан, организаций или неопределенного круга лиц будут восстановлены таким способом, который указан в статье 12 ГК РФ или ином федеральном законе.
Статья 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ возлагает на руководителей организаций обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и др.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона собственники имущества; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", в соответствии с которыми ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Из указанных норм материального права определенно следует обязанность, в том числе организаций, по соблюдению требований пожарной безопасности, которая включает в себя исполнение предписаний пожарного надзора. В случае неисполнения указанных требований виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления является правом, производным от права собственности. Вещь, не имеющая собственника, не может иметь обладателя ограниченного вещного права, поскольку последнее всегда является правом, зависимым от права собственности.
За муниципальным автономным учреждением "Дворец спорта "Звездный", относящемся к предприятиям, финансируемым за счет средств бюджета муниципального образования,приказом N509 от 5 октября 2018 года закреплен на праве оперативного управления "Дворец спорта "Звездный".
Как указано ранее, ответственность за состояние пожарной безопасности в здании несут в соответствии со ст. 8 ФЗ Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Исходя из ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку Федеральный законом "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за пожарную безопасность может быть возложена и на собственника, и на лицо, владеющее помещением, с учетом представленных доказательств нахождения 975/1000 доли в праве общей долевой собственности на объект в собственности муниципального образования город Новый Уренгой на основании постановления Администрации города Новый Уренгой от 21.09.2018 N377 и закрепления его на праве оперативного управления за МАУ "Дворец спорта "Звездный" в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений от 5 октября 2018 года N509, оснований для возложения в солидарном порядке ответственности на ООО "Производственная фирма "ВИС", как генерального подрядчика, в солидарном порядке устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс г.Новый Уренгой" Муниципального автономного учреждения "Дворец спорта "Звездный", у суда первой инстанции не имелось.
Само по себе наличие подписанного графика устранения нарушений требований пожарной безопасности между ООО ПФ "ВИС", МАО "Дворец спорта "Звездный и ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО", с указанием определенного лица и средств, которыми будут устраняться эти нарушения, не предусматривают возложение обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на ООО "ПФ "ВИС", поэтому ссылка апелляторов о зоне ответственности генерального подрядчика за устранение нарушений пожарной безопасности, является несостоятельной.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя ответчика МАУ "Дворец спорта "Звездный", суд обоснованно возложил обязанность соблюдения требований пожарной безопасности на ответчика в порядке ст.стс.36, 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", в связи с закреплением за ним здания на праве оперативного управления приказом от 5 октября 2018 года.
Следует согласиться с доводами апелляционной жалобы ООО "ПФ "ВИС", что выполнение работ по пунктам 2.9.; 2.10.; 2.11.; 2.12.; 2.14.; 2.16.; 2.21.; 2.28.; 2.29.; 2.30. и 2.31 резолютивной части решения суда не входили в объем работ по включенному Муниципальному контракту от 11.04.2011 года N112-юр и в состав утвержденной Сторонами контракта проектно-сметной документации и не могли быть возложены на него.
Иное означает несение подрядчиком необоснованных трат, что не соответствует действующему гражданскому закону. Вместе с тем, в случае, если собственник здания и учреждение считают, что подрядчик допустил нарушения при строительстве объекта, они имеют право обратиться за защитой нарушенного права при условии доказанности таких фактов.
Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ действия по исполнению судебного решения могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть
Указание в жалобе представителями ответчиков МАУ "Дворец спорта "Звездный", администрации города Новый Уренгой на отсутствие возможности исполнения решения суда в трехмесячный срок со ссылками на Бюджетный кодекс и незаконченный процесс передачи имущества в оперативное управление, не является правовым основанием для изменения определенного судом в порядке ст.206 ГПК РФ срока исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, а также вышеуказанных норм-гарантий, поскольку неисполнение указанных требований пожарной безопасности влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан, создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Учитывая, что выявленные на объекте массового пребывания людей и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий "Дворец спорта "Звездный" нарушения требований пожарной безопасности ущемляют права его работников и посетителей, в том числе, детей, могут создать чрезвычайную ситуацию при возгорании здания и повлечь за собой значительное увеличение человеческих жертв и материального ущерба, следует признать разумным, исполнимым и обоснованным установленный судом срок устранения нарушений требований пожарной безопасности в три месяца после вступления решения в законную силу.
В нарушении положений ст.56 ГПК РФ доказательств, позволяющих установить иной срок исполнения решения суда, представителем ответчиков не представлено, не приложено к апелляционной жалобе.
Ссылки апеллятора на положения ч.4 ст.100 Бюджетного кодекса РФ правового значения не имеют.
Согласно п.1 ст.931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Судом правомерно в солидарном порядке возложена на администрацию г.Новый Уренгой и МАО "Дворец Спорта "Звездный" обязанность, в соответствии со ст.931 ГК РФ, заключить договор со страховой организацией на страхование риска ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, имущества по причине пожара. При этом, ссылка на незаконченный этап передачи имущества в оперативное управления, проведение соревнований, Чемпионата России по волейболу, правового значения не имеет. Следует учесть и тот факт, что объект "Дворец спорта "Звездный" закреплен за ответчиком на праве оперативного управления приказом N509 от 5 октября 2018 года, то есть более чем за три месяца до вынесения судебного решения.
Позиция, изложенная в тексте апелляционных жалоб представителей администрации г.Новый Уренгой и МАО "Дворец спорта "Звездный" о возложении ответственности по устранению нарушений пожарной безопасности на генерального подрядчика ООО "ПФ "ВИС", в рамках муниципального контракта и гарантийного срока, направлена на иную оценку обстоятельств возникшего спора.
Таким образом, возложение на ответчика ООО "Производственная фирма "ВИС" судом в гражданско-правовом порядке обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности является неправомерным, решение суда подлежит отмене в указанной части.
Возложение указанной обязанности на ООО "Производственная фирма "ВИС", как подрядчика по муниципальному контракту, направлено на трансформацию правоотношений, складывающихся в сфере нарушений требований пожарной безопасности и их неисполнения собственником здания и лицом, за которымоно закреплено на праве оперативного управления, что действующим законодательством, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", не предусмотрено.
Вместе с тем, администрацией г.Новый Уренгой, в рамках заключенного муниципального контракта от 11 апреля 2011 N 112-юр на строительство "Многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса", вправе в пределах гарантийного срока и возникших правоотношений, гарантийных обязательств, в порядке ст. 755 Гражданского кодекса РФ, обратиться к генеральному подрядчику ООО "ПФ "ВИС" с соответствующими требованиями.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Исходя из заявленных требований в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика МАУ "Дворец спорта "Звездный" подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования город Новый Уренгой в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 года отменить в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "ВИС" обязанностей, предусмотренных пунктами 2.9; 2.10; 2.11; 2.12.; 2.14; 2.16; 2.21; 2.28; 2.29; 2.30; 2.31 резолютивной части решения, вынести в этой части новое решение об отказе в иске.
Взыскать с МАУ "Дворец спора "Звездный" в доход бюджета муниципального образования г.Новый Уренгой государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
В остальной решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации г.Новый Уренгой Буржинской Н.Г, муниципального автономного учреждения "Дворец спорта "Звездный" Махнюковой И.Н - без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Шошина
Судьи С.А. Евсевьев
Р.В. Старовойтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.