Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Сиюхова А.Р,
судей Тачахова Р.З. и Мерзакановой Р.А,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
С.М.С,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Мельникова А.В. на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 20.03.2019 года, которым постановлено:
- отказать в удовлетворении административного искового заявления Мельникова А.В. к Совету народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" о признании незаконным и отмене решения Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" от 25.01.2019 года " О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" IV созыва Мельникова А.В.".
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" Ненлюмкина В.В, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Мельникова А.В. - без удовлетворения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мельников А.В. обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с административным иском о признании незаконным решения Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" от 25.01.2019 года "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" IV созыва в отношении Мельникова А.В.".
Указал, что основанием для досрочного прекращения полномочий указан п.11 ч.1 ст.37 Устава муниципального образования "Каменномостское сельское поселение", а именно досрочное прекращение полномочий в иных случаях, установленных федеральным законодательством, а также заявление Главы Республики Адыгея от 22.01.2019 года NГ-30/19-0 о не предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение одного рабочего дня после подачи документов на регистрацию в качестве претендента на замещение муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" по результатам проверки Управления Главы Республики Адыгея по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Полагал, что указанное решение незаконно, нарушает его права на осуществление полномочий депутата и подлежит отмене по следующим основаниям.
Указал, что он был выдвинут и зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" с соблюдением требований действующего законодательства. На момент подачи документов для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты на него распространялись права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Указал, что статьи 33, 35, 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ определяют исчерпывающий перечень документов, которые необходимы, в том числе, для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты представительных органов муниципального образования.
Считал, что указанные нормы не возлагают обязанность на кандидата представлять в соответствующие органы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности.
В соответствии с ч.4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции" граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Указал, что Федеральный закон от 12.06.2002 года N67-ФЗ содержит иные, специальные правила, которые не возлагают обязанности на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение муниципальной должности, представлять сведения, установленные ч.4.2 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-ФЗ, что исходя из системного толкования указанных правовых норм, закрепленных в Федеральном законе от 12.06.2002 года
N67-ФЗ и Федеральном законе 05.12.2008 года N273-ФЗ, обязанность кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования представлять в избирательную комиссию или иной уполномоченный орган сведения, предусмотренные ч.4.2 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-ФЗ, не установлена.
Считал, что сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год должны быть предоставлены им не позднее 30.04.2019 года.
Мельников А.В. просил признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" от 25.01.2019 года.
Рассмотрев административное исковое заявление Мельникова А.В, судья Майкопского районного суда вынес вышеуказанное решение от 20.03.2019 года об отказе в его удовлетворении.
В апелляционной жалобе административный истец Мельников А.В. просит отменить решение Майкопского районного суда от 20.03.2019 года и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при вынесении решении не учел, что статьи 33, 35, 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ определяют исчерпывающий перечень документов, которые необходимы, в том числе, для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты представительных органов муниципального образования, что указанные нормы не возлагают обязанность на кандидата в депутаты представлять в соответствующие органы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указывает, что ч.7 ст. 33 Закона Республики Адыгея от 21.06.2005 года N326 не требует предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги(супруга) и несовершеннолетних детей, если в округе, по которому выдвигается кандидат средняя норма представительства избирателей не превышает пяти тысяч избирателей.
Указывает, что кандидат в депутаты представительных органов муниципального образования не указан в качестве отдельного субъекта в исчерпывающем перечне, предусмотренном ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и поэтому на него как на кандидата в депутаты распространяется действие Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ.
Указывает, что требования о предоставлении кандидатом в депутаты представительных органов муниципального образования сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не могли быть не известны территориальной избирательной комиссии и поэтому должны были быть включены в перечень документов, которые кандидат в депутаты должен предоставлять.
Указывает, что он, как лицо, замещающее муниципальную должность сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей должен предоставлять не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и заслушав объяснения представителя муниципального образования "Каменномостское сельское поселение", судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского районного суда от 20.03.2019 года подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинается со дня его избрания, и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. В случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N273-ФЗ и другими федеральными законами, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N273-Ф3 определено, что граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок представления Главе Республики Адыгея сведений о доходах гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, определен Законом Республики Адыгея от 03.08.2017 года N80 "О порядке представления Главе Республики Адыгея сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, и порядке проверки достоверности и полноты представляемых ими сведений, согласно статье 1 которого граждане, претендующие на замещение муниципальной должности и лица, замещающие муниципальную должность, представляют Главе Республики Адыгея сведения о доходах если иное не установлено федеральным законом. Сведения о доходах представляются в виде справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 года N460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", гражданином в течение 1 рабочего дня после подачи документов на регистрацию в качестве претендента на замещение муниципальной должности.
В силу ч.7.3 ст.40 Федерального закона N131-ФЗ, при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 года N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Аналогичные положения закреплены и в части статьи 12.1 Федерального закона N273-ФЗ.
Как установлено, 09.09.2018 года Мельников А.В. избран депутатом IV созыва в Совет народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение".
В нарушение требований ч. 4.2 статьи 12.1 Федерального закона
N273-Ф3, ст. 1 Закона Республики Адыгея от 03.08.2017 года N80 Мельников А.В. предоставил сведения о доходах только 09.10.2018 года. Управлением Главы Республики Адыгея по профилактике коррупционных и иных правонарушений был установлен этот факт и на основании данных проверки Главой Республики Адыгея 22.01.2019 года в Совет народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" было направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе, Мельникова А.В.
Согласно пункту 11 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее, чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии с п.11 ч.1, ч.2,3 ст.37 Устава муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" Майкопского района Республики Адыгея (с изменениями и дополнениями), полномочия депутата, прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение Совета народных депутатов муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета народных депутатов муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" от 25.01.2019 года "О досрочном прекращений полномочий депутата Совета народных депутатов муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" IV созыва в отношении Мельникова А.В." на основании заявления Главы Республики Адыгея с 25.01.2019 года были досрочно прекращены его полномочия депутата.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что информация о необходимости предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не могла быть не известна территориальной избирательной комиссии и эти свдения должны были быть включены в перечень документов, которые кандидат в депутаты должен предоставлять, являются несостоятельными и не могут служить основанием для пересмотра вынесенного судом решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского районного суда от 20.03.2019 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного истца Мельникова А.В. - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 309, ст. 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 20.03.2019 года по административному исковому заявлению Мельникова А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Мельникова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Сиюхов
Судьи Р.З. Тачахов
Р.А. Мерзаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.