Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Данилова О.И, Соляникова Р.В.
при секретаре Буш В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 15.04.2019 по административному исковому заявлению Иванова В. Г. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 30.10.2018 Иванов В.Г. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (... ), для ведения личного подсобного хозяйства, указывая, что данным земельным участком пользуется на праве пожизненного наследуемого владения. Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 12.12.2018 N.4-21, отказано в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Полагая данный отказ неправомерным, Иванов В.Г. просил признать его незаконным, признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что поскольку в градостроительном плане на земельный участок и в межевом плане отсутствуют обозначения расположения испрашиваемого земельного участка в иных зонах, в том числе во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, решение административного ответчика является незаконным. Отмечает, что согласно карте функционального зонирования земельный участок располагается в зоне Ж1 - зона индивидуальной жилой застройки. Считает, что суд первой инстанции ошибочно не применил положения ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым для использования водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения должно быть санитарно-эпидемиологическое заключение. Кроме того указывает, что не дана надлежащая оценка показаниям свидетеля (... )
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что распоряжением Лехтинской местной администрации от 03.09.1993 (... ) передан в пожизненное наследуемое владение земельный участок общей площадью (... ), выделенный ранее для ведения личного подсобного хозяйства. Впоследствии выдан государственный акт, согласно которому в пожизненное наследуемое владение предоставляется (... ); целевое назначение земель - земли населенного пункта, цель предоставления - для ведения личного подсобного хозяйства.
Указанный земельный участок унаследовал после смерти (... ) административный истец, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от 12.07.2000. На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности Иванову В.Г. (номер и дата государственной регистрации права N от ХХ.ХХ.ХХ).
16.10.2016 подготовлен межевой план земельного участка, а 16.11.2016 администрацией муниципального образования "Беломорский муниципальный район" утвержден градостроительный план земельного участка для строительства индивидуального жилого (... ).
30.10.2018 Иванов В.Г. через ГБУ РК "Многофункциональный центр Республики Карелия" обратился с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (... ), для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 12.12.2018 N.4-21, Иванову В.Г. в предоставлении земельного участка в собственность отказано на основании ст.27 ЗКРФ, по мотивам его нахождения во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа в предоставлении в собственность земельного участка под личное подсобное хозяйство ввиду его расположения во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения - поверхностного водозабора оз.Богаевское.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом в силу следующего.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п.9.1 ст.3 указанного Федерального закона).
Пунктом 1 ст.39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 настоящего Кодекса (пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.6 ст.39.16 ЗК РФ).
Согласно ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч.2 ст.43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N10).
В соответствии с п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, помимо прочего, определение границ зоны и составляющих ее поясов (пп. "а" п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ зоны санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п.п.2.3.2.1, 2.3.2.5, 2.3.2.6, 2.3.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10%. Граница 2 пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п.2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 - 1000 м в соответствии с п.2.3.2.4.
Границы третьего пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса. Боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3 - 5 километров, включая притоки. Границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
Таким образом, по территории суши протяженность границ второго пояса зон санитарной охраны определяется в зависимости от рельефа местности - 500 м для равнинного рельефа, 750 м или 1000 м для гористого рельефа. При этом отсчет данного расстояния осуществляется от уреза воды, а не от водозабора.
Из представленных картографических материалов и общедоступных данных публичной кадастровой карты следует, что удаленность испрашиваемого земельного участка от (... ) составляет ориентировочно 380 - 431 м.
Учитывая незначительное расстояние между земельным участком и озером, являющимся источником питьевого водоснабжения, судебная коллегия считает доказанным факт вхождения участка в границы второго пояса зон санитарной охраны.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии решения органа исполнительной власти Республики Карелия об утверждении проекта зон санитарной охраны и положительного заключения Роспотребнадзора на проект, а также об отсутствии в градостроительном плане на земельный участок и в межевом плане отображения расположения испрашиваемого земельного участка в иных зонах, в том числе, во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения, являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены решения суда в силу следующего.
Частью 2 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Согласно ч.8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Генеральный план Сосновецкого сельского поселения Беломорского муниципального района, которым утверждена зона санитарной охраны водозабора п.Пушной - (... ), является действующим нормативным правовым актом, в установленном порядке недействующим не признан.
Поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно в связи с его нахождением во втором поясе санитарной зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, следовательно, отказ в предоставлении земельного участка в собственность является законным.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 15.04.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.