Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Кононовой Л.И.
судей краевого суда Безгиновой Л.А, Муратовой Н.И.
при секретаре Каюмове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе первого заместителя главы администрации г.Ставрополя Мясоедова А.А.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 18 июля 2018 года
по гражданскому делу по иску Гаспарян Инны Сергеевны к администрации г.Ставрополя о восстановлении в списках молодых семей для участия в муниципальной программе
заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.
УСТАНОВИЛА:
Гаспарян И.С. обратилась в суд с иском к администрации г.Ставрополя о восстановлении в списках молодых семей для участия в муниципальной программе.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала на то обстоятельство, что 25.12.2008 года N360 на основании заявления и предоставленных документов семья Гаспарян в составе 3 человек: жены Гаспарян И.С, 1982 года рождения, мужа- Гаспаряна Н.Р, 1983 года рождения, сына- Гаспаряна М.Н, 2005 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы". Постановлением главы города Ставрополя от 20.02.2009 года N 545 семья Гаспарян в составе 3 человек признана участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г..Ставрополе на период 2009 года". В постановлениях от 25.12.2008 года N 360, от 20.02.2009 года N545 указано, что семья Гаспарян проживает в трехкомнатной квартире N97 по проспекту Юности,12 в г..Ставрополе общей площадью 62,7 кв.м, в которой проживает 9 человек. В последствии в состав молодой семьи Гаспарян постановлениями администрации г..Ставрополя от 21.04.2011 года N 1089 от 01.03.2016 года N438 внесены изменения в связи с рождением дочерей- Гаспарян М.Н, 2010 года рождения и Гаспарян А.Н, 2015 года рождения.
Таким образом, в соответствии с условиями муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г..Ставрополе", утвержденной постановлением администрации г..Ставрополя от 30.11.2016 N 2713, молодая семья Гаспарян подлежит первоочередному включению в список участников программы по муниципальному образованию г..Ставрополь Ставропольского края, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, как семья, имеющая трех и более детей. В обоснование права семьи Гаспарян быть признанной нуждающейся в жилом помещении для участия в программе и, как следствие, права на получение социальной выплаты Гаспарян Н.Р. представлены в администрацию г..Ставрополя документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем выдана расписка в получении документов от 31.10.2008 года. В соответствии с письмом комитета городского хозяйства администрации г..Ставрополя от 22.06.2014 года N 03/1-14/05-9660 молодой семьей Гаспарян повторно предоставлены документы, указанные в этом письме и подтверждающие право на включение в список молодых семей- участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году.
В соответствии с письмом комитета по управлению муниципальным имуществом г..Ставрополя от 03.07.2017 года N 08/18-4808с молодой семьей Гаспарян также предоставлены документы, указанные в этом письме и подтверждающие право на включение в список молодых семей- участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году. В данных письмах от 22.06.2014 года и от 03.07.2017 года разъяснено, что в список молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату, не включаются молодые семьи, не подтвердившие свою нуждаемость в жилых помещениях. Письмом комитета по управлению муниципальным имуществом г..Ставрополя от 21.02.2018г. N 08/19-1600С Гаспарян Н.Р. и Гаспарян И.С. были проинформированы о том, что согласно письму министерства строительства и архитектуры СК от 19.02.2018г. N01-12/770 их семья включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по Ставропольскому краю. Следовательно, проверка документов молодой семьи Гаспарян подтвердила наличие нуждаемости данной семьи в жилом помещении. Таким образом, на протяжении почти десяти лет, в период с 25.12.2008 года по 19.03.2018 года обоснованность и правомерность признания молодой семьи Гаспарян нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список на получение социальной выплаты не вызывала сомнений у должностных лиц органов администрации города Ставрополя.
Однако, постановлением от 19.03.2018 года N 451 администрация г..Ставрополя на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации внесла изменение в постановление главы г..Ставрополя от 25.12.2008 года N360, чем совершила в отношении членов молодой семьи Гаспарян не правомерные действия, нарушающие их права и законные интересы, выразившиеся в исключении данной семьи из списка граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". В уведомлении об исключении молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" от 22.03.2018 года указано, что по состоянию на 31.10.2008 года семья Гаспарян была зарегистрирована в трехкомнатной квартире N97 по проспекту Юности,12 в г..Ставрополе общей площадью 62,7 кв.м, в которой проживало 9 человек. Следовательно, на дату подачи заявления семья Гаспарян была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Просила признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 19.03.2018 года N451 и восстановить их в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 18 июля 2018 года исковые требования Гаспарян Инны Сергеевны к администрации г.Ставрополя удовлетворены.
Суд признал незаконным постановление администрации г.Ставрополя от 19.03.2018г. N451 "О внесении изменений в постановление главы города Ставрополя от 25.12.2008 года N360 "О признании граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность устранить нарушение прав Гаспарян И.С, Гаспарян Н.Р, Гаспарян М.Н, Гаспарян М.Н, Гаспарян А.Н. путем восстановления их в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, в той очередности, которая существовала на момент незаконного их исключения из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы", то есть по состоянию на 19.03.2018 года.
В апелляционной жалобе первый заместитель главы администрации г.Ставрополя Мясоедов А.А. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что суд неверно применил нормы материального права, применил закон, не подлежащий применению и неправильно истолковал положения закона. Указал на то, что по состоянию на 31.10.2008 года (дата подачи заявления и документов в администрацию г.Ставрополя) семья Гаспаряна Н.Р. была зарегистрирована в трехкомнатной квартире N97 по проспекту Юности,12 в г.Ставрополе общей площадью 62,7 кв.м, в которой проживало 9 человек. Следовательно, была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно копии паспорта гражданина РФ до 27.09.2005 года Гаспарян И.С. была зарегистрирована в жилом доме N92 по ул.Репина в г.Ставрополе. Однако в материалах учетного дела семьи Гаспарян отсутствуют документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также в материалах учетного дела отсутствуют справки органа осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствия у совместно зарегистрированной с заявителем матери- Гаспарян Н.А, отца- Гаспаряна Р.Н. на момент признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе, жилых помещений на праве собственности по состоянию на 31.10.2008 года (дату подачи заявления). Отсутствие указанных документов не позволяло установить, являлась ли семья Гаспарян нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Гаспаряна Р.Н. общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание явился
??? в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил в адрес суда письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав... поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего ее удовлетворить, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как достоверно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами по делу, 31.10.2008 Гаспарян Н.Р. обратился к главе г.Ставрополя с заявлением о принятие его семьи составом 3 человека на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно расписки от 31.10.2018 Гаспарян Н.Р. предоставил в орган местного самоуправления для рассмотрения вышеназванного заявления следующий пакет документов: ксерокопии паспортов граждан Российской Федерации, ксерокопии свидетельства о рождении детей; справку о составе семьи, ксерокопию свидетельства о заключении брака; копию лицевого счета квартиросъемщика; ксерокопию домовой книги; договор купли-продажи жилого помещения; выписку из технического паспорта ГУП СК "Крайтехинвентаризации"; справки из УФСР по СК; ксерокопии свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилое помещение и земельный участок; акт обследования жилищных условий; справку ПТИ г.Ставрополя; справки с места работы (л.д.17).
Постановлением главы г.Ставрополя от 25.12.2008 N360 на основании заявления и представленных документов семья Гаспарян в составе 3 человек: жены- Гаспарян И.С, 1982 года рождения, мужа- Гаспаряна Н.Р, 1983 года рождения, сына- Гаспаряна М.Н, 2005 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006- 2008 годы".
Постановлением главы г.Ставрополя от 20.02.2009 N545 семья Гаспарян в составе 3 человек признана участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года".
Впоследствии в состав молодой семьи Гаспарян, на основании соответствующих заявлений, постановлениями администрации г.Ставрополя от 21.04.2011 N1089 и от 01.03.2016 N438 внесены изменения в связи с рождением дочерей- Гаспарян М.Н, 2010 года рождения, и Гаспарян А.Н, 2015 года рождения.
По состоянию на 31.10.2008 (дата подачи заявления и документов в администрацию г.Ставрополя) семья Гаспаряна Н.Р. была зарегистрирована в трехкомнатной квартире N97 по проспекту Юности,12 в городе Ставрополе общей площадью 62,7 кв.м, в которой проживало 9 человек.
Постановлением главы администрации г.Ставрополя от 19.03.2018 N 451 внесены изменения в постановление главы г.Ставрополя от 25.12.2008 N360 "О признании граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006- 2008 годы", в частности, из приложения к постановлению от 25.12.2008 N360 исключен пункт 1, согласно которому семья Гаспарян была включена в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006- 2008 годы".
Из уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом г..Ставрополя от 22.03.2018 N08/11-2550 об исключении молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006- 2008 годы" следует, что согласно копии паспорта гражданина РФ до 27.09.2005 Гаспарян И.С. была зарегистрирована в жилом доме N92 по ул.Репина в г..Ставрополе. однако в материалах учетного дела семьи Гаспарян отсутствуют документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: копия финансового лицевого счета по месту регистрации Гаспарян И.С. в жилом доме N92 по ул.Репина в г..Ставрополе; выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственней книги), копия документа, подтверждающего право пользования жилым домом N92 по ул.Репина в г..Ставрополе; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом N92 по ул.Репина в г..Ставрополе.
Также в материалах учетного дела отсутствуют справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии у совместно зарегистрированной с заявителем матери- Гаспарян Н.А, отца- Гаспаряна Н.Р. на момент признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе, жилых помещений на праве собственности по состоянию на 31.10.2008 (дату подачи заявления). С учетом изложенного орган местного самоуправления пришел к выводу, что семья Гаспарян Н.Р. не представила в установленный срок необходимые документы, в связи с чем отсутствовала возможность установить является ли семья нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествовавших подаче заявления, а также определить уровень обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащим членам семьи, в связи с чем было принято оспариваемое решение об исключении данной молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, разрешая спор, применив положения ст.ст.55,56 Жилищного кодекса Российской Федерации, правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1050 от 17.12.2010, пришел по мнению судебной коллегии к обоснованному выводу о том, что на момент признания семьи Гаспарян И.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий заявителем был представлен полный пакет документов. Доказательств неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет семьи Гаспарян И.С. суду первой инстанции не было представлено. Также не представлено доказательства того, что члены молодой семьи и иные лица имели в собственности жилые помещения, площадь которых не была учтена при определении нуждаемости молодой семьи Гаспарян.
Данные выводы суда первой инстанции по мнению судебной коллегии являются законными, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Так, Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 N675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в качестве ее составной части- отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящего из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи- участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 данных правил;
- наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного места жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.6).
В соответствии с п.8 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.
Так, п.18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
- несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 данных правил;
- непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.15 правил;
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, субъектами- участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
В соответствии с п.38 Правил для получения свидетельства молодая семья- претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б"- "е" п.15 указанных Правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Аналогичные нормы содержат Правила Предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которая является продолжением программы на 2002-2010 годы.
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также на 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от26.05.2016 N466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы" п.7 указанных Правил дополнен абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Исходя из п.6, абз.2 п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение(строительство) жилья и их использования, в состав семьи Гаспарян для целей участия в Подпрограмме входят сама Гаспарян И.С, супруг Гаспарян Н.Р. и их несовершеннолетние дети Гаспарян М.Н, Гаспарян М.Н, Гаспарян А.Н, и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным правовым актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст.51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.
Также из материалов дела усматривается, что основанием для снятия органом местного самоуправления семьи Гаспарян с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужило отсутствие в материалах учетного дела семьи Гаспарян документов, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно копии финансового лицевого счета по месту регистрации Гаспарян И.С. (до 27.09.2005) в жилом доме N92 по ул.Репина в г.Ставрополе; выписки из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственней книги), копии документа, подтверждающего право пользования жилым домом N92 по ул.Репина в г.Ставрополе; свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом N92 по ул.Репина в г.Ставрополе.
Однако, указанные документы не были истребованы судом первой инстанции с целью оценки нуждаемости семьи Гаспарян в улучшении жилищных условий на момент постановки их на соответствующий учет, в связи с чем указанные юридически значимые обстоятельства во внимание приняты не были и предметом исследования суда первой инстанции не являлись.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о нуждаемости семьи Гаспарян в улучшении жилищных условий на момент постановки их на соответствующий учет в 2008 году.
Указанные в материалах дела обстоятельства говорят о наличии у семьи Гаспарян правовых оснований состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2006-2008 годы".
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно установилюридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а основаны на неверном толкованияи норм материального прав, подлежащих применению к данным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда незаваисимо от доводов апелляционной жалобы, судом не допушено.
Руководствуясь ст. ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.