Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Гукосьянца Г.А, Минаева Е.В.
при секретаре судебного заседания Каюмове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Квелашвили Э.Т.
на решение Курского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2019 года,
по гражданскому делу по иску Квелашвили Э.Т. к ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю", Межрайонному отделу вневедомственной охраны по Курскому району - филиалу ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю" о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А,
УСТАНОВИЛА:
Квелашвили Э.Т. обратился в суд с иском к ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю", Межрайонному отделу вневедомственной охраны по Курскому району - филиалу ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю" о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении.
Свои требования мотивировал тем, что 07.12.2016 он был уволен со службы в органах внутренних дел.
Выслуга лет на день увольнения составляет в льготном исчислении 20 лет 01 месяц 25 дней, что дает ему право на получение пенсии. Однако ответчик произвел неверно расчет срока службы и не признает его право на пенсию.
Из ответа ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю" от 24.01.2018 следует, что его стаж службы (выслуги лет) по состоянию на 07.12.2016 (на дату увольнения) в льготном исчислении составляет 19 лет 3 месяца 0 дней.
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 01 месяц 12 дней, а в льготном исчислении 19 лет 00 месяцев 08 дней.
Таким образом, по информации ответчика выслуга лет в льготном исчислении (общий трудовой стаж) на 07.12.2016 для назначения пенсии составляет в льготном исчислении 19 лет 03 месяца 08 дней.
Ответчиком в выслугу лет необоснованно не включен в льготном исчислении (из расчета один месяц прохождения службы за три месяца) период прохождения службы по призыву с 01.05.2000 по 31.08.2000, то есть 123 дня фактического участия в боевых действиях, а также из расчета 1 месяц за 1,5 месяца период прохождения службы по контракту с 06.11.2004 по 28.03.2005 в войсковой части... в Чеченской Республике.
Фактически по его расчетам выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 05 месяцев 12 дней, в льготном исчислении 20 лет 01 месяц 25 дней.
Согласно сведениям, указанным в его военном билете, а также в справке с 14.06.1999 по 20.03.2001 он проходил военную службу по призыву в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона. При этом с 01.05.2000 по 31.08.2000 в течение 123 дней фактически участвовал в боевых действиях. На тот период действовало Постановление Правительства РФ N 930-54 от 20.08.1999, согласно которому он имеет право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, что подтверждается подписью командира войсковой части...
Согласно выписке из приказа командира войсковой части... от 20.03.2005 подтверждается служба в войсковой части...
По расчетам ответчика выслуга лет за данный период, то есть время службы по призыву подсчитано в календарном исчислении составляет 1 год 09 месяцев 06 дней. Однако он не согласен с данным расчетом, поскольку согласно вышеуказанной позиции в льготном исчислении срок службы по призыву составляет 2 года 05 месяцев 12 дней.
Также ответчик неверно произвел расчет срока службы в войсковой части... 1 на территории Чеченской Республики за период с 06.11.2004 по 28.03.2005 - 00 лет 04 месяца 22 дня в календарном исчислении, тогда как расчет следовало производить в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, что составляет 00 лет 07 месяцев 03 дней.
Просит суд возложить на ответчика обязанность пересоставить расчет выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 07.12.2016 определив: период военной службы по призыву в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона с 01.05.2000 по 31.08.2000 (123 дня) в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца, при этом в графе выслуга лет, указав: "коэффициент" - "3" вместо "1": период службы в войсковой части 3761 на территории Чеченской Республики с 06.11.2004 по 28.03.2005 в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, при этом в графе выслуга лет, указав: "коэффициент" - "1.5" вместо "1".
Обжалуемым решением Курского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд решил:
Обязать ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю", Межрайонный отдел вневедомственной охраны по Курскому району - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю" пересоставить расчет выслуги лет Квелашвили Э.Т. для назначения пенсии по состоянию на 07.12.2016 года определив: период службы в войсковой части... на территории Чеченской Республики с 06.11.2004 года по 28.03.2005 года в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, при этом в графе выслуга лет, указав: "коэффициент" - "1.5" вместо "1".
В удовлетворении исковых требований Квелашвили Э.Т. к ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю", Межрайонному отделу вневедомственной охраны по Курскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю" о возложении на ответчиков обязанности пересоставить расчет выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 07.12.2016 года определив: период военной службы по призыву в составе объединенной группировки войск на территории Северо- Кавказского региона с 01.05.2000 года по 31.08.2000 года (т.е. 123 дня) в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца, при этом в графе выслуга лет, указав: "коэффициент" - "3" вместо "1", отказать.
Взыскать в солидарном порядке с ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю", Межрайонного отдела вневедомственной охраны по Курскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ставропольскому краю" в пользу Квелашвили Э.Т. государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Квелашвили Э.Т. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Согласно п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что Квелашвили Э.Т. в период с 14.06.1999 по 20.03.2001 проходил срочную службу по призыву; с 31.07.2001 по 29.03.2004 проходил службу в МВД Российской Федерации, с 06.11.2004 по 28.03.2005 проходил службу по контракту в войсковой части 3761; с 14.05.2005 по 30.09.2016 проходил службу в МВД Российской Федерации; с 01.10.2016 по 07.12.2016 проходил службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, что сторонами не оспаривается.
Периоды службы истца по призыву с 01.05.2000 по 31.08.2000 и с 06.11.2004 по 28.03.2005 по контракту в войсковой части... являются спорными, так как включены ответчиком в стаж в календарном исчислении, а истец полагал, что они должны учитываться в льготном исчислении: месяц за три и месяц за полтора.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации. При этом указано, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Установлено, что Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941.
Пункт 1 указанного Порядка устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) сотрудникам органов внутренних дел, командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики (подпункт "б" пункта 1), участвующим в контртеррористических операциях, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца (подпункт "а" п. 4).
Как видно из материалов дела Квелашвили Э.Т. в период с 06.11.2004 по 28.03.2005 проходил военную службу по контракту в войсковой части... (ст.... ) в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона, дислоцированной на постоянной основе на территории Чеченской Республики.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде представители ответчиков признали, что истец имеет право на включение периода службы с 06.11.2004 по 28.03.2005 в заявленном льготном исчислении, то есть не оспаривали в данной части характер службы истца.
Учитывая изложенное, период службы истца с 06.11.2004 по 28.03.2005 должен был быть зачтен ответчиками в стаж Квелашвили Э.Т. в льготном исчислении из расчета 1 день за 1,5 дня.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в данной части.
Кроме того, из материалов дела следует, что Квелашвили Э.Т. с 14.06.1999 года по 20.03.2001 проходил срочную военную службу в вооруженных силах Российской Федерации, а в период с 01.05.2000 по 31.08.2000 проходил службу в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики), при этом в течение 123 дней непосредственно участвовал в боевых действиях, что подтверждается справкой войсковой части 29483 N 441 от 20.03.2001, записью в военном билете.
Факт выполнения Квелашвили Э.Т. служебно-боевых задач по проведению контртеррористической операции в зоне вооруженного конфликта на территории Северо-Кавказского региона ответчиками не оспаривался.
Также истец, как проходивший службу по призыву, в том числе с 01.05.2000 по 31.08.2000 в Северо-Кавказском регионе, ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 N 930-54, согласно которому военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1). Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).
Данный Закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Однако, Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Как отмечалось выше, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 года N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 23.03.2015 года N 83- КГ14-14, от 20.07.2015 года N 48-КГ15-6от 14.12.2015 года N 53-КГ15-26, от 18.01.2016 года N 1-КГ15-12.
В период с 01.05.2000 по 31.08.2000 в Чеченской Республике чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В связи с чем, обоснован вывод суда, что из названного Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму" следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.
Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1.
При таких обстоятельствах доводы истца о необоснованном исключении из льготного исчисления периода службы истца по призыву с 01.05.2000 по 31.08.2000 не соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1, Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941.
Таким образом, спорный период военной службы истца по призыву с 01.05.2000 по 31.08.2000 праильно засчитан ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.
На основании изложенного суд правильно удовлетворил исковые требования в части.
Другие доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.