Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К,
судей Арчакова А.М. и Плиевой И.М.
при секретаре Чемурзиевой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торкоева Исы Мухамедовича к военному комиссариату Республики Ингушетия об оспаривании действий отдела военного комиссариата по г. Малгобек и Малгобекскому району
по апелляционной жалобе военного комиссариата Республики Ингушетия на решение Малгобекского городского суда от 17 декабря 2018 г.
Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К, судебная коллегия
установила:
Торкоев И.М. в исковом заявлении указывает, что он состоит на учете в отделе военного комиссариата Республики Ингушетия по г. Малгобек и Малгобекскому району как военнообязанный. При ежегодном призыве на военную службу он на протяжении нескольких лет 2012-2014 гг. проходил врачебную медицинскую комиссию и обращался в отдел военного комиссариата Республики Ингушетия по г. Малгобек и Малгобекскому району, изъявляя желание служить. Однако, ему отказывали и до достижения 27 летнего возраста и повестку о призыве на военную службу не присылали. При обращении к ответчику с просьбой о выдаче военного билета по достижении 27 летнего возраста ему отказали, ссылаясь на то, что он не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Считая отказ неправомерным, просил признать его незаконным и обязать военный комиссариат Республики Ингушетия выдать ему военный билет установленного образца.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель военного комиссариата Республики Ингушетия Тангиев Б.С. требования административного истца не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Решением суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе военного комиссариата РИ ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения судом фактических обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя военного комиссариата РИ Астемирова М.М, поддержавшего жалобу, административного истца Торкоева И.М, просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
Основной формой реализации указной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (пп. "а" п. 1 ст. 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобождённых от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22, ст. 23 и 24 названного закона).
В статьях 5, 26 Закона о воинской обязанности и военной службе законодатель возложил полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата.
В п. 34 Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, содержится предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведённой в приложении N 30 к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учёт и регистрация которых осуществляются по книге учёта вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.
Статья 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьёй 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее Положение).
В силу п. 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Проверяя конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учёту, предусмотренных Законом о воинской обязанности, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошёл военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учёту или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят своё заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.
Одновременно в названном постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закреплённое Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемлённым. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение её результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
На основании п. 1 и п. 2 ст. 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрено.
Судом установлено, что административный истец состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Республики Ингушетия по г. Малгобек и Малгобекскому району с 2012 г, что подтверждается удостоверением КА 0934939.
По достижении 27 возраста Торкоев И.М. обратился с заявлением на имя военного комиссара Республики Ингушетия с просьбой о выдаче военного билета.
23 октября 2018 г. административный истец получил отказ, по причине того, что он не являлся в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом весной и осенью 2007-2011 г.г, осенью 2013, 2014 г.г, а также весной и осенью 2015 г. Призывная комиссия МО "Городской округ г. Малгобек" вынесла решение о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Между тем в материалах дела, как и в исследованном в суде апелляционной инстанции личном деле Торкоева И.М, отсутствуют и представителем военного комиссариата не представлено сведений о направлении в адрес Торкоева И.М. либо вручение ему повестки о необходимости явиться на призывной пункт для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Соответственно Торкоев И.М. не прошёл военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Учитывая, что отсутствуют доказательства совершения Торкоевым И.М. действий или бездействий, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учёту, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, а также доказательств осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу административного истца с момента постановки на воинский учет до достижения им возраста 27 лет, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Кроме того, Указом Главы Республики Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 204 "О проведении очередного призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации граждан 1998 года рождения, а также старших возрастов, утративших право на отсрочку" утверждены основные и резервные составы призывных комиссий Республики Ингушетия, муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия, а также Регламент работы призывной комиссии Республики Ингушетия.
Из отказа военного комиссариата следует, что заключением призывной комиссии от 11 октября 2018 г. административный истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Однако протокол заседания призывной комиссии г. Малгобек и Малгобекского района N 1 от 11 октября 2018 г. в деле призывника Торкоева И.М. отсутствовал и стороной ответчика не представлен.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения в отношении Торкоева И.М. призывной комиссией допущены нарушения Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, Регламента работы призывной комиссии.
С учётом изложенного, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, и коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Малгобекского городского суда от 17 декабря 2018 г, которым удовлетворено административное исковое заявление Торкоева Исы Мухамедовича к военному комиссариату Республики Ингушетия об оспаривании действий отдела военного комиссариата по г. Малгобек и Малгобекскому району, оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.