Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО6,
судей ФИО14 и Алиевой Э.З,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО11 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 15 марта 2017 года по иску ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный и общий трудовой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО14, объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО11, просившей удовлетворить апелляционную жалобу, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО9, просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный и общий трудовой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированны тем, что 11 декабря 2017 года ею в Управление ОПФР в "адрес" г. Махачкалы было подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 4 июля 2018 года Пенсионный фонд отказал ей в установлении пенсии по основаниям, что наименование должности "маляр" не соответствуют списку производств, работ, профессией, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях. Также, страховые взносы с 2004 года по 31 декабря 2009 года в качестве индивидуального предпринимателя отсутствуют. Считает данный отказ необоснованным и незаконным по следующим основаниям. В решении Пенсионного фонда при подсчете специального и общего стажа указано, что необходим специальный стаж 10 лет и общий стаж 20 лет. Но согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия назначается ранее установленного срока: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 20 лет и 15 лет. Следовательно, ФИО1 для назначения досрочной пенсии необходимо 7 лет 6 месяцев специального стажа и 15 лет общего стажа. Пенсионный фонд указал, что документами подтверждено: 15 лет 7 месяцев общий стаж, специальный стаж не подтвержден.
В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 6 во взаимосвязи со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам. У ФИО1 имеются квитанции об уплате единого налога на вменённый доход за период с 1 июня 2004 года по 16 января 2012 года. Квитанции являются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход. Соответственно, к общему стажу добавляется 7 лет 7 месяцев 15 дней.
Следовательно, у ФИО1 23 года 1 месяц 15 дней общего стажа. ФИО1 была принята на работу в Кизилюртовский завод "Полиграфмаш" ученицей маляра с 5 апреля 1984 года. 28 августа 1984 года ей присвоен второй разряд маляра, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, уточняющей архивной справкой N. В соответствии с постановлением Государственного комитета ФИО4 по труду и социальным вопросам Постановление Госкомтруда ФИО4, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства ФИО4"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1" обе профессии "маляр" и "маляр строительный" унифицированы в профессию "маляр" 1 - 6 разрядов, которая помещена в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1 (ЕТКС 1) ныне действующий Список N содержит в разделе "Общие профессии" профессию "маляр" с дополнительными условиями "занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности". В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики,
условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Факт выполнения истцом в указанный период обязанностей маляра при работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, кроме объяснений истца, подтверждается следующими документами: справкой, уточняющей особый характер работы, от 18 февраля 2000 года и справкой характера работы в производстве металлопокрытий на малярном участке от 18 февраля 2000 года, выданные Кизилюртовским заводом АО "Полиграфмаш". Профессию маляра работодатель на протяжении всего периода работы истца относил к работе с вредными условиями труда, соответствующую Списку N.
На основании изложенного просит суд признать незаконным Решение ГУ-ОПФР по РД от 4 июля 2018 года об отказе в назначении пенсии; обязать ГУ-ОПФР по РД включить стаж работы на Кизилюртовском заводе АО "Полиграфмаш" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период с 5 апреля 1984 года по 9 ноября 1999 года; обязать ГУ-ОПФР по РД включить в общий трудовой стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход с 1 июня 2004 года по 16 января 2012 года; обязать ГУ-ОПФР по РД назначить досрочную пенсию ФИО1 по Списку N, утвержденному Постановлением ФИО2 N от 26 января 1991 года.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 15 марта 2019 года постановлено:
"Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Включить период работы ФИО1 с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года в должности маляра второго разряда в цехе металлопокрытия малярный участок N завода "Полиграфмаш" - 15 лет 2 месяца и 12 дней в специальный стаж, дающий право для назначения льготной пенсии.
Включить период индивидуальной предпринимательской деятельности ФИО1 - 2007г, 2008г. и 2009г. в общий трудовой стаж ФИО1.
Признать незаконным решение ГУ-ОПФР по РД в "адрес" г.Махачкалы за N от 4 июля 2018 года об отказе ФИО13 в назначении досрочной пенсии по старости и обязать ГУ-ОПФР по РД назначить ФИО13 досрочную страховую пенсию по старости со дня ее обращения за назначением пенсии - с 11 декабря 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО13 отказать".
Не согласившись с данным решением, представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО11 подала на него апелляционную жалобу, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба о его отмене.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что период работы истицы с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года в должности маляра второго разряда на малярном участке N 4 завода "Полиграфмаш" зачесть в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку N2 производств, работ, профессий, должностей и показателями с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утв. Постановлением ФИО2 от 26 апреля 1991 года N 10 не представляется возможным, так как в разделе XXXIII под ко "адрес" предусмотрена должность "маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности".
Соответственно должность, указанная в трудовой книжке ФИО1 не соответствует Списку N2, дающему право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях.
Апеллянт обращает внимание на справку, уточняющую особый характер работ, выданную самим работодателем, согласно которой истица в данный период времени работала в должности маляра, без указания на занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, сам работодатель не подтверждает характер выполняемой ФИО1 работы, исходя из которого можно было бы сделать вывод о соответствии занимаемой должности Списку N2.
Истицей при обращении с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд и ее представителем в суд первой инстанции также не были представлены никакие документы, подтверждающие характер выполняемой работы в должности маляра.
Что касается включения в общий трудовой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности - 2007г, 2008г, 2009г, то согласно статье 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 14 указанного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 названного Закона обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости.
Таким образом, уплата истицей налога на вмененный доход за 2007г,2008г. и 2009г. никакого отношения к исполнению обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не имеет.
Суд первой инстанции ссылается на п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, которое указывает, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Одновременно с этим суд первой инстанции удовлетворяет требование истицы о включении в общий трудовой стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности за 2007г, 2008г, 2009г. с учетом представленных квитанций об уплате единого налога на вмененный доход, несмотря на вступление в юридическую силу Федерального закона N 173-ФЗ в 2001 году.
В письменных возражениях представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО9 указывается о законности обжалуемого судебного решения, содержится просьба об оставлении его без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО11 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просила решение суда от 15 марта 2019 года отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО9 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО11 - без удовлетворения.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 1 января 2015 года страховые пенсии по старости назначаются на основании Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года), и Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 года).
Списком N 2 от 22 августа 1956 года в разделе XV, подраздел 6а "Производство окрасочных работ" предусмотрена позиция маляр, работающий в закрытых карах, отсеках судов, цистернах и резервуарах с применением нитрокрасок и свинцовых красок; маляр, работающий светящимися красками; маляр, работающий с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками.
Списком N 2 от 26 января 1991 года в разделе XXXIII "Общие профессии" предусмотрена позиция 23200000-13450 - маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, исполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Понятие полного рабочего дня дается в разъяснении Минтруда от 22 мая 1996 года. Под ним понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списком N 2, не менее 80% рабочего времени с включением в него вспомогательных, подготовительных работ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что она с 5 апреля 1984 года по 27 августа 1984 года принята и работала ученицей маляра, а с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года работала на малярном участке 4 на Кизилюртовском заводе "Полиграфмаш" в должности маляра.
Делая вывод о работе ФИО1 в должности, дающее право на льготное пенсионное обеспечение, суд первой инстанции сослался на следующие документы, представленные стороной истца:
- справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной АО "Полиграфмаш" ФИО1 18 февраля 2000 года, согласно которой она в период с 5 апреля 1984 года по 9 ноября 1999 года работала в должности маляра второго разряда в цехе металлопокрытия малярный участок N 4 Указанный стаж работы дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком N 2 разделом XXXIII код 2320000-13450 (л.д. 23-24);
- справка АО "Полиграфмаш" от 18 февраля 2000 года о характере работы в производстве металлопокрытия на малярном участке усматривается, что маляры полный рабочий день (с 8 часов до 17 часов) постоянно заняты на работах с применением химических вредных веществ. Перед окраской производят работы по грунтовке поверхности окрашиваемых изделий. Изделия перед грунтовкой промывают, обезжиривают, затем наносят грунтовку (НЦ 132, лаки, растворители и т.д.). Все вышеперечисленные факторы (большая загазованность, испарение вредных химических веществ, высокая температура) не ниже 3 класса опасности. Указанная работа дает право на назначение досрочной пенсии в соответствии с разделом XXXIII код 2320000-13450 Списка N2 (л.д. 72).
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается исходя из следующего.
Разрешая заявленные требования на основании собранных по делу доказательств, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд исходя из того, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, пришел к выводу об обоснованности требований истца о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы ФИО1 с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года в должности маляра второго разряда в цехе металлопокрытия малярный участок N 4 на Кизилюртовском заводе "Полиграфмаш", поскольку, работая в указанный период в указанной должности, ФИО1 должна была постоянно быть занятой на работах, предусмотренных действовавшим в спорный период Списком N 2, утвержденным Постановлением ФИО2 от 22 августа 1956 года N 1173, и Списком N 2, утвержденным Постановлением ФИО2 от 26 января 1991 года N 10 (код 2320000-13450 раздела XXXIII), в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Как справка, уточняющая особый характер работы или условия труда ФИО1 на заводе АО "Полиграфмаш", необходимые для назначения ей льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 18 февраля 2000 года, так и справка АО "Полиграфмаш" от 18 февраля 2000 года о характере работы в производстве металлопокрытия на малярном участке, составлены руководителем организации ФИО12.
Между тем, из указанных справок не следует, что ФИО1 была постоянно занята на работах, предусмотренных действовавшим в спорный период Списком N, утвержденным Постановлением ФИО3 от 22 августа 1956 года N 1173 в разделе XV, подраздел 6а "Производство окрасочных работ", в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели - в должности маляра, работающего в закрытых карах, отсеках судов, цистернах и резервуарах с применением нитрокрасок и свинцовых красок; маляра, работающего светящимися красками; маляра, работающего с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками, и Списком N, утвержденным Постановлением ФИО2 от 26 января 1991 года N 10 (код 2320000-13450 раздела XXXIII), в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели - в должности маляра не ниже 3 класса опасности.
При анализе сведений, которые имеются в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, как правильно обращено внимание в апелляционной жалобе представителя ответчика, установлено, что в оспариваемый истцом ФИО1 период (с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года) отсутствуют коды особых условий труда, то есть в эти периоды истица не работала в особых условиях.
Поскольку включение спорного периода работы истца в специальный стаж на соответствующих видах работ с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года с учетом продолжительности периодов, включенных ответчиком в специальный стаж истца составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости (10 лет), а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о достижении истцом возраста 50 лет и наличия страхового стажа более 20 лет, суд обязал ГУ-ОПФР по РД назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, не имея на то законных оснований.
Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку ФИО1 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств подтверждения работы в период с 28 августа 1984 года по 9 ноября 1999 года на Кизилюртовском заводе "Полиграфмаш" в качестве маляра не ниже 3 класса опасности и ею не были приняты исчерпывающие меры для получения архивных сведений о работе в данной должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установление и выплата пенсии пенсионным органом не могут быть произведены на основании представленной трудовой книжки и представленных истцом документах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что оспариваемые периоды подлежат включению ФИО1 в специальный стаж, обязав пенсионный орган зачесть ей данные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ей пенсию с 11 декабря 2017 года.
Выводы суда первой инстанции по включению в общий трудовой стаж период осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности (2007-2009 годы), также не основаны на законе.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее аналогичные положения содержались в ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "а" п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 (далее - Правила N 1015), в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пп. "г" п. 6 Правил N 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности подтверждается свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (пункт 20 Правил N 1015).
Пунктом 43 Правил N 1015 установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения ранее содержались п.п. 5, 14, 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (документ утратил силу с 1января 2015 года).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 9 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 2 ст. 29 данного Закона).
Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО13 в период с 1 июня 2004 года по 16 января 2012 года осуществляла предпринимательскую деятельность и была зарегистрирована в территориальных органах налоговой инспекции и Пенсионного фонда по месту жительства.
Из платежных документов усматривается, что ФИО13 в период с 2007 года по 2009 год включительно в ИФНС РФ по "адрес" г. Махачкалы внесена оплата по единому налогу на вмененный доход и фиксированная плата в Пенсионный фонд накопительная часть.
Вместе с тем данных об уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации истцом не представлено и материалами дела не подтверждается.
При анализе сведений, которые имеются в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, установлено, что период с 1 января 2010 года по 23 января 2012 года засчитан в общий трудовой стаж ФИО1, так как истица уплатила за указанный период страховые взносы в пенсионный фонд.
При изложенных обстоятельствах, суд необоснованно включил период осуществления предпринимательской деятельности в 2007г, 2008г. и 2009г. в общий трудовой стаж ФИО13
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1 в ГУ-ОПФР по РД.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 15 марта 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.