Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Алиевой Э.З. и Ташанова И.Р.
при секретаре судебного заседания Алиомаровой М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лакской межрайонной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации МР " "адрес"" о признании незаконным бездействия директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации муниципальный район " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы по апелляционной жалобе представителя администрации муниципальный район " "адрес"" ФИО6 на решение Лакского районного суда от "дата".
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А, объяснения представителя администрации муниципальный район " "адрес"" ФИО6 (на основании доверенности Nот "дата"), просившего решение суда отменить, объяснения прокурора ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Лакский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ " "адрес" СОШ " и администрации МР " "адрес"" о признании незаконным бездействия директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации МР " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе проведенной "адрес" межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательных организациях установлено, что на протяжении длительного периода в Муниципальном казённом образовательном учреждении " "адрес" средняя общеобразовательная школа" (далее - МКОУ " "адрес" СОШ"), не принимаются меры по исполнению требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В ходе проверки установлено, что материально техническое оснащение в МКОУ " "адрес" СОШ" для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обеспечено не в полной мере, поскольку отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий, приборов медицинского имущества.
В частности, предметный кабинет не полностью укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не обновлялись на протяжении последних 3-х лет.
Кроме того, отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствии, приборы радиационной и химической разведки (в количестве 1 шт.), макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет автомата Калашникова 7.62 мм, санитарно- хозяйственное имущество инвентарное, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная, чем нарушаются требования ст. ст. 1, 13 Федерального закона от 28.03.1998г. N "О воинской обязанности и военной службе".
Выявленные в ходе проверки по соблюдению требований действующего законодательства нарушения, выражающееся в бездействии МКОУ " "адрес" СОШ" по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, нарушают права учащихся на получения знаний в указанной области в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также права и законные интересы государства на организацию обороны Российской Федерации.
По изложенным основаниям прокурор просит суд признать незаконным бездействие директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации муниципального района " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ", обязать директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрацию муниципальный район " "адрес"" принять меры по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ ".
Решением "адрес" районного суда от "дата" постановлено:
"Исковые требования "адрес" межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКОУ " "адрес" СОШ", и администрации МР " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально - техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ "Кумухская СОШ" "адрес" РД.
Обязать директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрацию МР " "адрес"" принять меры по материально техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ" "адрес" РД".
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района " "адрес"" ФИО6 (на основании доверенности N от "дата") просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указано, что с решением суда ответчик согласен и признал исковые требования Лакского межрайонного прокурора в судебном заседании. Однако исполнить данное решение "адрес" районного суда не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых и материальных средств в "адрес" средней общеобразовательной школе и отсутствием финансирования на эти цели в "дата" году. В бюджете муниципального района " "адрес"" указанные средства для выполнения решения суда не заложены, будут заложены в бюджете района на "дата" год.
По изложенным основаниям представитель администрации муниципального района " "адрес"" просит отменить решение суда об обязании администрации муниципального района " "адрес"" выделить финансовые и материальные средства для исполнения решения "адрес" районного суда от "дата".
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор межрайонный "адрес" межрайонной прокуратуры ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В судебное заседание представитель МКОУ " "адрес" СОШ" не явился. В суд поступило письменное заявление директора названного образовательного учреждения ФИО8 о рассмотрении дела в отсутствие представителя школыв.
В отсутствие возражений со стороны явившихся в судебное заседание прокурора ФИО5, представителя администрации муниципального образования муниципальный район " "адрес"" ФИО6, с учетом сведений об извещении МКОУ " "адрес" СОШ" о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержденных уведомлением о вручении почтового отправления, заблаговременно размещенной на официальном сайте Верховного Суда Республики Дагестан в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя МКОУ " "адрес" СОШ" "адрес".
Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от "дата" N "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от "дата" N) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе.
В соответствии ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от "дата" N до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п. 5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от "дата" N, подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Функции руководителей образовательных учреждений в части обеспечения организации обучения граждан к начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы определены Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным приказом Министерства обороны Российской Федерации N и Министерства образования и науки Российской Федерации N от "дата" (далее - Инструкция).
Согласно п. 3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются, в том числе: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
В соответствии с п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, а так же обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В силу п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона от "дата" N к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной "адрес" межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что материально техническое оснащение в МКОУ " "адрес" СОШ" для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обеспечено не в полной мере, отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий, приборов медицинского имущества, предусмотренный приложением N к Инструкции.
В частности, предметный кабинет не полностью укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не обновлялись на протяжении последних 3-х лет.
Кроме того, отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствии, приборы радиационной и химической разведки (в количестве 1 шт.), макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет автомата Калашникова 7.62 мм, санитарно- хозяйственное имущество инвентарное, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная.
Приведенные выше обстоятельства в апелляционной жалобе не оспариваются.
Согласно п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" и п. 2.1 Устава МКОУ " "адрес" СОШ", утвержденного администрацией муниципального района " "адрес"", учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является администрация муниципального района " "адрес"".
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется на основе нормативов, утверждаемых ежегодно соответствующими нормативно-правовыми актами Республики Дагестан и муниципальным районом " "адрес"".
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального Закона от "дата" N образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Бездействие директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации муниципального района " "адрес"", связанное с непринятием соответствующих мер по материально - техническому обеспечению образовательной деятельности, для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ", нарушает права неопределенного круга лиц, а именно учащихся указанной школы, персональный состав которой не определен и изменчив.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации муниципального района " "адрес"", выразившееся в непринятии своевременных мер по соблюдение требований действующего законодательства, по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы нарушает права учащихся на получения знаний в указанной области в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также права и законные интересы государства на организацию обороны Российской Федерации.
Судом на ответчиков обоснованно возложена обязанность устранить указанные нарушения Федерального закона, принять меры по материально- техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ" "адрес".
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации муниципального района " "адрес"" об отсутствии финансовых средств, необходимых для исполнения решения суда, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лакского районного суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района " "адрес"" ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.