Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдулхалимова М. М,
судей Гончарова И.А. и Хаваева А. Г,
при секретаре Алиомаровой М. Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Каспийск к Администрации городского округа "город Каспийск" о признании недействующим выданное Ризванову Н.К. разрешение от 7 мая 2018 года. \ь 05-305-45-2018 на строительство дома отдыха по ул. Халилова, 1-г, г. Каспийска и обязании его отмены,
по апелляционному представлению прокурора г. Каспийска на решение Каспийского городского суда РД от 14 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска прокурора.
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А, выслушав пояснения представителя Администрации ГО "город Каспийск" Магомедова Р.А. начальника Отдела строительства и архитектуры Администрации ГО "город Каспийск" Махова А.М, представителя Ризванова Н.К. - Мирземагомедова М.У. и прокурора Дибирова Д. М., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Каспийск обратился в суд с административным исков -
заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к
Администрации ГО "город Каспийск" о признании недействующим выданного Ризванову Н.К. разрешения от 7 мая 2018 года N 05-305-45-2018 на строительство дома отдыха по ул. Халилова, 1-г, г. Каспийска и обязании его отмены.
В обосновании административного иска указано, что в соответствии с распоряжением прокурора Республики Дагестан "О порядке ведения реестров и проверке объектов, представляющих общественную значимость", прокуратурой города проведена проверка законности возведения 5-ти этажного дома отдыха на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000085:230 по ул, Халилова, 1-"г", г. Каспийска. Рассмотрение полученного разрешения N 05-305-45-2018 от 07.05.2018г. (срок действия до 07.05.2020) на строительство 5-ти этажного дома отдыха по ул. Халилова, 1-"г", г. Каспийска, выданного Ризванову Насиру Каировичу отделом
2
строительства и архитектуры администрации городского округа "Город Каспийск", показало, что данное разрешение является незаконным. Федеральным законом от 30.12.2009г. N384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено (ст. 6): "Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона" (ч.1). "Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части I настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями" (ч.4). В соответствии с ч.1 ст.6 названного выше Федерального закона постановлением правительства РФ от 26.12.2014 г..N1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден (п.1) названный Перечень, в том числе, Свод правил (актуализированных редакций СНиП) - СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п.30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП). В приложении "Г" (обязательное) к "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" указано: "Для городских поселенцй плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1". В соответствии с таблицей Г. коэффициент застройки многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 0.8.
При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: "Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)". В разрешении на строительство КГ1 05-305-45-2018 от 07.05.2018 указанные требования закона грубо проигнорированы. Так, согласно разрешению и положительному заключению негосударственной экспертизы от 20.02.2018 N 05-2-1-3-0006-18 проектной документации объекта капитального строительства: "Дом отдыха по Халилова. 1 -"г", г..Каспийск" площадь земельного участка составляет 640.0 м", площадь застройки - 450,0 м", общая площадь жилого здания - 2522,8 м". Соответственно, коэффициент застройки равен 0,7 (450,0 м2 : 640,0 м2 = 0." при нормативе - не более 0,4, а коэффициент плотности застройки состав.: 3,94 (2522,8 м2 : 640.0 м2 = 3.94), что превышает установленный законом обязательный норматив почти и 5 раза, в связи с этим, прокурор обратился : иском в суд.
3
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска прокурора отказано.
С этим решением не согласился прокурор г. Каспийска. В поданном им апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решение суда по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании коллегии по административным делам ВС РД прокурор Дибиров Д. М. поддержал доводы представления.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации ГО "город Каспийск" Магомедов Р.А, начальник Отдела строительства и архитектуры Администрации ГО "город Каспийск" Махов А.М... представитель заинтересованного лица Ризванова Н.К. - Мирземагомедов М.У. просят отказать в удовлетворении представления.
Административный истец - прокурор г. Каспийска и заинтересованное лицо Ризванов Н.К. в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Судебная коллегия основания для отмены или изменения решения с\да первой инстанции, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не установила.
В соответствии с распоряжением прокурора Республики Дагестан "О порядке ведения реестров и проверке объектов, представляющих общественную значимость", прокуратурой города проведена проверка законности возведения 5-ти этажного дома отдыха на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000085:230 по ул, Халилова, 1-"г", в г. Каспийск.
Согласно и.п.2 п.1 ст. 40 Земельному кодексу Российской Федерации
собственник земельного участка имеет право возводить жилые.
производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения,
сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его
разрешенным использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентом, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основные принципы законодательства о градостроительной
деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (Г"рК РФ),
в соответствии с которым (ст.2) законодательство о градостроительной
деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты
основываются, в числе прочих, принципе осуществления
градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п.7).
4
Федеральным законом от 30.12.2009 г. N384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено (ст.6): "Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона" (ч.1). "Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части I настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями" (ч.4).
В соответствии с ч.1 ст.6 названного выше Федерального закона постановлением правительства РФ от 26.12.2014 г. N1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден (п.1) названный Перечень, в том числе, Свод правил (актуализированных редакций СНиП) -СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п.30 Сводов правил -актуализированных редакций СНиП).
В приложении "Г" (обязательное) к "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселением" указано: "Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1".
В соответствии с таблицей Г. коэффициент застройки многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 0.8. При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: "Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)".
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации, права которых в данном случае нарушены изданием. незаконного акта.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации" (ч. 1). "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч.2).
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной
5
документации требованиям, установленным градостроительным регламентом
(за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи),
проектом планировки территории и проектом межевания территории (за
исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом
подготовка проекта планировки территории и проекта межевания
территории не требуется), при строительстве, реконструкции
объекта, капитального строителъства, являющегося линейным
объектом (далее - требования к строительству, реконструкции
объекта капитального строительства), или требованиям,
установленным проектом планировки территории и проектом
территории, при осуществлении строительства, реконструкции
линейноного объекта, а также допустимость размещения объекта
капитального строительства на земельном участке в соответствии е
разрешенным использованием та земельного участка и ограничениями,
установленными в соответствии с земельным и иным законодательством
Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику
право осуществлять строительство, реконструкцию объекта
капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
20.02.2018 директором ООО "Центр РЭ РД" утвержден: положительное заключение объекта капитального строительства дома отдыха по ул. Халилова, 1 "г" в Г. Каспийск.
07.05.2018 г. Ризванову Н.К. выдано разрешение N 05-305-45-2018 (срок действия до 07.05.2020 г.) на строительство 5-ти этажного Дома отдыха на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000085:230 по у-Халилова, 1 "г", г. Каспийск.
При выдаче указанного разрешения на строительство от 07.05.2018 Администрация руководствовалась требованиями действующего законодательства и выводами положительного заключения экспертизы N 05-2-1- 3-0006-18 от 20.02.2018, выданной ООО "Дагэксиертиза", на основании проведенных исследований проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Указанное заключение сохраняет юридическую силу и ни кем оспаривается. В соответствии со ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка
6
соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Административным истцом при подаче административного иска не опровергнуты выводы положительного заключения экспертизы заключением иных специалистов, имеющих соответствующую государственную аккредитацию, а лишь провели простые математические расчеты, поставив под сомнение законность выдачи названного разрешения на строительство.
При обращении административного истца в суд, прокурорм применены коэффициенты исключительно к земельному участку, в то время как в самом Приложении указано об их применении к кварталу.
Коэффициенты применительно к кварталу согласно примечаниям к таблице "Б.1" п. 1 - для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и плотности застройки приведены для территории кварта.- а (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства"
Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, ритме! территории которого, как правило, от 5 до 60 га.
В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
Таким образом, квартал является основным критерием для расчета коэффициентов, в связи с чем, коэффициенты, указанные в таблице не могут быть применены к данному отдельному участку, входящему в состав квартала, площадь которого должен составлять от 5 до 60 га.
Из выписки N 45 от 13.03.2019 г. отдела строительства и архитектуры Администрации ГО "г. Каспийск" из Правил землепользования и застройки территории городского округа "г. Каснийск", утвержденного Решением X. 156 от 16.11.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:48:000085:230, площадью 640 кв. м? предоставленный Ризванову Н.К. согласно карте градостроительного зонирования отнесена к зоне РЗ Зона объектов спорта, отдыха и развлечений, туризма, санаторно- курортного лечения.
Согласно ст.66 Правил землепользования и застройки Зона РЗ выделена для обеспечения правовых условий размещения объектов капитального строительства оздоровительного назначения и туризма.
Из Письма ФГБУ "ФК11 Роереестра" от 01.04.2015 N 10-0869-КЛ "О предоставлении разъяснений" следует: " В соответствии с градостроительным законодательством на территории городских и сельских населенных пунктов наряду с другими территориальными зонами устанавливаются рекреационные зоны. В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. На этих зонах не допускается
7
строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. К ним относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, спортивными и туристскими базами и лагерями, яхт-клубами, лесопарками, учебно-туристскими тропами и маркированными трассами, а также земли пригородных зеленых зон, представляющие собой места отдыха населения и выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции.
Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Запрещаются те виды деятельности, которые могут препятствовать их использованию по назначению (застройка, земляные работы, не связанные с освоением территории для отдыха, вырубка леса, уничтожение зеленых насаждений). Строительство на этих землях производится только по согласованию с природоохранными органами города. Изъятие земель зеленых зон хтя государственных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях".
Как следует из объяснений представителя административного ответчика - начальника отдела строительства и архитектуры ГО "г. Каспийск" А.М. Махова, разрешение на строительство дома отдыха выдано на земельном участке, отнесенном к рекреационной зоне. Вблизи него жилые дома не расположены, они находятся вдалеке через дорогу. При выдаче разрешения на строительство им все требования законодательства соблюдены.
Кроме того, основания по которым разрешение на строительство не выдается, приведены в части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Указанной нормой предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям прое планировки территории и проекта межевания территории.
Несоответствие представленных застройщиком документов
два получения разрешения на строительство судом первой инстанции не установлено.
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего
8
органа) в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке. предоставленном и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Данная норма носит императивный характер орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
Доказательства нарушения Ризвановым Н.К. выданного ему разрешения на строительство, а также проектной документации в материалах дела не содержатся и суду не представлены.
Следовательно, администрация ГО "г. Каспийск" выдала разрешение на строительство Ризванову Н.К. с соблюдением норм действующего законодательства, так как оно выдано на строительство дома отдыха в рекреационной зоне и поэтому в удовлетворении административных исковых требований прокурору г. Каспийск следует отказать.
Доводы представления прокурора аналогичны тем, которые были проверены судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Каспийска - без удовлетворения.
//
Председательствующий Судьи с ^/^Цге-"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.