Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев жалобу инспектора миграционного пункта ОМВД России по "адрес" ФИО3 на постановление судьи Ботлихского районного суда РД от "дата", вынесенное в отношении ФИО1 Заки оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
"дата" инспектором миграционного пункта ОМВД России по "адрес" ФИО3 в отношении гражданина Республики Азербайджан ФИО1 Заки оглы (далее ФИО1), 1973 г.р, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ботлихского районного суда РД от "дата", производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 214.5 КоАП РФ, за отсутствием в деянии состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД и поддержанной в судебном заседании, инспектор миграционного пункта ОМВД России по "адрес" ФИО3 и юрисконсульт ОМВД России по "адрес" ФИО4 просили судебный акт, вынесенный в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что "дата" инспектором миграционного пункта ОМВД России по "адрес" ФИО3 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу ФИО1 "дата" в 10 часов 15 минут нарушил пребывание на территории РФ.
Постановлением судьи Ботлихского районного суда РД от "дата", производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 214.5 КоАП РФ, за отсутствием в деянии состава административного правонарушения.
Состоявшийся по делу судебный акт следует признать законным.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного ФИО1 административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, выражается, в частности, в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено ФИО1, должностное лицо фактически ограничилось указанием на нарушение пребывания на территории РФ, не указывая в чем оно (нарушение режима пребывания) выразилось. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены. Не указаны обстоятельства его въезда и проживания на территории Российской Федерации, и срок, в течение которого ФИО1 был вправе пребывать (проживать) на территории Российской Федерации и по истечении которого он уклонился от выезда за пределы Российской Федерации.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Необходимо также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и им судьёй по делу дана надлежащая правовая оценка.
Состоявшееся по настоящему делу обжалуемое постановление судьи от "дата" отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 КоАП РФ. Судьей первой инстанции не оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ботлихского районного суда РД от "дата", вынесенные в отношении ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ботлихского районного суда РД от "дата", вынесенное в отношении ФИО1 Заки оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу инспектора миграционного пункта ОМВД России по "адрес" ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А- ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.