Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего Васильевой Г.Ф,
Судей Науширбановой З.А. и
Фахретдиновой Р.Ф,
при участии прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес Республики Башкортостан, в интересах Асылгареева С.Ш, к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор адрес Республики Башкортостан, действуя в интересах Асылгареева С.Ш, обратился в суд с иском к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее по тексту администрация ГО адрес РБ) об обязании предоставить жилое помещение. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой города по обращению Асылгареева С.Ш. проверкой установлены следующие обстоятельства. Асылгареева С.Ш. как лицо, страдающее заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Приказом Минздрава России от дата N... н, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Исходя из вышеизложенного, просит суд обязать администрацию ГО адрес РБ предоставить Асылгареева С.Ш, дата года рождения, жилое помещение по договору. социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требования, вне очереди.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан, заявленные в интересах Асылгареева С.Ш, к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Асылгареева С.Ш, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди.
В удовлетворении требований в части обязания адрес предоставить Биккузиной А.Х, дата г.р, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 28 кв.м, с учетом права Биккузиной А.Х. на дополнительную жилую площадь, отказать за необоснованностью.
Не соглашаясь с решением суда, администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что денежные средства на обеспечение дополнительной площадью данной категории граждан не имеется.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Замалетдинову Л.И, полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
К малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1994 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1994 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца Г. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, а также признание гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
При решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) наличие статуса малоимущего; б) в квартире проживает несколько семей; в) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; г) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; д) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.
Удовлетворяя исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан, суд первой инстанции исходил из того, что имеется необходимая совокупность обстоятельств для внеочередного предоставления жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса перечне, по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Как усматривается из материалов дела, Асылгареева С.Ш, дата года рождения, является инвали адрес группы бессрочно, что подтверждается справкой серии... N.., и имеет заболевание с кодом по.., указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Приказом Минздрава России от дата N... н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", и в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном Приказом Минздрава России N... н от дата (исходя из справки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N... адрес от дата).
Асылгареева С.Ш. совместно с семьей, состоящей из 6 человек ( Асылгареев Р.Ф. (муж), Асылгареев А.А. (сын), Асылгареев А.А. (сын), Асылгареев И.Р. (внук), Асылгареев Р.А. (внук), Асылгареева А.А. (внучка)), зарегистрирована и проживает в жилом доме, общей площадью 49,5 кв. м, расположенном по адресу: адрес. (справка уличного комитета N... от дата).
В соответствие с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Асылгареева С.Ш. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение.
Изучением протокола жилищной комиссии ГО адрес РБ от дата N.., утвержденным постановлением администрации ГО адрес от дата N.., установлено, что Асылгареева С.Ш. с дата признана нуждающейся в жилом помещении, включена в льготный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
Из иска следует и стороной ответчика не опровергается, что Асылгареева С.Ш. до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке, не обеспечена.
Заявляя требования о предоставлении жилого помещения, Асылгареева С.Ш. предоставила доказательства, что она обращалась в орган местного самоуправления с документами о наличии у нее инвалидности вследствие указанного тяжелого хронического заболевания, в связи с чем была поставлена на учет, у администрации адрес РБ в настоящее время возникла обязанность предоставить инвалиду жилое помещение, как лицу, являющемуся инвалидом вследствие тяжелого заболевания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что Асылгареева С.Ш, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, проживает в жилом помещении, занятом несколькими семьями, в котором совместное проживание с ним невозможно.
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления Асылгареева С.Ш. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признана в установленном порядке малоимущим, а также как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, проживает в жилом помещении, занятом несколькими семьями, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет, правомерно руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах Асылгареева С.Ш. и возложил на администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан обязанность предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по установленным нормам на условиях договора социального найма.
Изложенный в апелляционной жалобе ответчика довод о том, что у суда не имелось правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не установлен факт наделения муниципального образования - адрес государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями социального найма с одновременным предоставлением субвенций за счет средств соответствующего бюджета, на правильность постановленного решения не влияет в связи со следующим.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации адрес на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
Таким образом, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, являющихся малоимущими, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем истец не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ей жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Доводы жалобы о том, что обеспечение жилым помещением вышеуказанной категории граждан является расходными обязательствами Республики Башкортостан, обеспечение истца жилым помещением зависит от выделения субвенций из бюджета Республики Башкортостан городскому округу адрес Республики Башкортостан на приобретения жилья для данной категории граждан, не может быть принято во внимание ввиду неправильного толкования норм материального права.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Сайфуллин И.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.