Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Минеевой В.В. и Смирновой О. В.
при секретаре Тарасовой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вежнина Н.И, Вежнина А.Н. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), управлению по земельным и имущественным отношениям администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - управление) о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации по апелляционной жалобе Вежнина Н.И, Вежнина А.Н. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, судебная коллегия
установила:
Вежнин Н.И, Вежнин А.Н. обратились в суд с иском к администрации, управлению о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что являются членами садового товарищества "Шакша" (далее - СТ "Шакша"), пользуются садовыми земельными участками N 29 и N 27 соответственно, задолженности по оплате целевых и членских взносов не имеют, что подтверждается справками, выданными председателем СТ "Шакша".
На обращение истцов в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков N 27 и N 29 в СТ "Шакша" в собственность, получен ответ, в котором указано, что земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и не могут быть предоставлены гражданам в собственность.
Земельный участок СТ "Шакша" предоставлен в пожизненное пользование в 1989 г, в Едином государственном реестре недвижимости какие-либо ограничения прав на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано. Исходя из ответа аппарата Правительства Республики Башкортостан, точки нахождения второго пояса зоны санитарной охраны не установлены, доказательств нахождения испрашиваемых участков в нём не имеется.
Просили суд признать за Вежниным Н.И. право собственности на земельный участок N 29, площадью 308?6 кв. м, с кадастровым номером 02:55:030818:134, расположенный по адресу:.., СТ "Шакша" (далее - земельный участок с кадастровым номером 02:55:030818:134), за Вежниным А.Н. - право собственности на земельный участок N 27, площадью 302?6 кв. м, с кадастровым номером 02:55:030818:132, расположенный по адресу:.., СТ "Шакша" (далее - земельный участок с кадастровым номером 02:55:030818:132).
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Вежнина Н.И, Вежнина А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Вежнин Н.И, Вежнин А.Н. просят решение отменить как незаконное и необоснованное, несоответствующее нормам материального права.
В судебное заседание Вежнин Н.И, Вежнин А.Н, представители администрации, управления, СТ "Шакша" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно распределив бремя доказывания обстоятельств, обоснованно указал, что испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:030818:134 и 02:55:030818:132 находятся во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Уфы, в связи с чем, ограничены в обороте, что влечет невозможность их передачи в собственность истцов.
Судебная коллегия полагает выводы об отказе в удовлетворении исковых требований Вежнина Н.И, Вежнина А.Н. законными и обоснованными.
Так, согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 30 июня 1972 г, в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" было предусмотрено, что в каждом населённом пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных республик и для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 000 человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).
Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. за N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
Судебной коллегией установлено, что в 1994 г. с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы Республики Башкортостан и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от 18 декабря 1982 г. N 2640-82, институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным проектом определены границы зон санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. Данный проект утверждён распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. за N 801-р, опубликованном 30 июня 2017 г. на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.
22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов г. Уфы Республики Башкортостан не разработан.
Между тем, оснований полагать, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны, не имеется. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьёй 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.
Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Как следует из писем управления от 14 августа 2018 г. исх. N В-9857, N В-9852 земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:030818:134 и 02:55:030818:132 в соответствии проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, что согласуется с сообщением МУП "Уфаводоканал" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 07 августа 2017 г. N 13-24/428, у которого находится оригинал документа о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Судебная коллегия признаёт указанное письменное доказательство относимым и допустимым, соответствующим требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении земельных участков за пределами второго пояса источника водоснабжения г. Уфы, поскольку проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" подтверждено их местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельных участков вследствие особого режима использования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерном отказе уполномоченного органа исполнительной власти местного самоуправления в предоставлении истцам в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030818:134 и 02:55:030818:132.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности нахождения испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы ввиду отсутствия координат характерных точек, равнозначности понятий "зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения" и "зона санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", поименованной в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, а также неправомерного утверждения распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р проекта "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" вследствие его несоответствия нормативно-правовым актам, регулирующим правоотношения в области природоохранного законодательства, отсутствии информации о зонах санитарной охраны водозаборов в последней редакции Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и иные доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, выражают несогласие с законными и обоснованными выводами суда.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Вежнина Н.И, Вежнина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Тухбатуллина Л.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.