Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 18 июня 2019 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении
Федерального казённого учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" ( ФКУ Упрдор "Северо-Запад"), ИНН 7826062821, ОГРН 1027810321758, юридический адрес: 199004, Санкт-Петербург, В.О. 4-я линия, д.9 лит.А;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2019 года ФКУ Упрдор "Северо-Запад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. без конфискации предметов административного правонарушения.
Вина ФКУ Упрдор "Северо-Запад" установлена в умышленном неисполнении требования по обеспечению транспортной безопасности и по соблюдению транспортной безопасности, когда эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:
в соответствии с распоряжением УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадзора N 307-р от 09.10.2018, в период с "дата" по "дата" проведена плановая документарная проверка с целью контроля (надзора) за деятельностью юридического лица по обеспечению транспортной безопасности Федерального казённого учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее -ФКУ Упрдор "Северо-Запад"). В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, которые зафиксированы в акте проверки от 07.12.2018 N 07-43-07/181(A) в соответствии с пунктами:
8. Отсутствует информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, о положениях законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
- проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с : правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть;
- действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к
повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использование их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий, что является нарушением ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, п.п. 13 п. 6 Требований N 924, в отношении 249-ОТИ, указанных в п. 8 акта проверки от 07.12.2018 N 07-43- 07/181(A);
11. ОТИ 1 категории не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) критических элементов ОТИ (за исключением сектора свободного доступа);
обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющих объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время (далее - видеообнаружение) в технологическом секторе;
обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время (далее -видеомониторинг) по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в секторе свободного доступа;
передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных;
- хранение в электронном виде данных, полученных со всех
технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение
одного месяца;
выявление нарушителя, оснащённого, в том числе специальными техническими средствами, в режиме реального времени на всем периметре внешних границ технологического сектора и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
видеозапись с целью документирования перемещения работников и посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа) и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и из (от) них;
передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа) и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры;
- определение соответствия постоянного пропуска его предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах технологического сектора и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин (механизмов) и перемещаемых ими грузов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или её часть, что является нарушением ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, п.п. 4 п. 7 Требований N 924, в отношении 106 - ОТИ, указанных в п. 11 акта проверки от 07.12.2018 N07-43-07/181(А);
12. ОТИ 2 категории не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа) и (или) критических элементов объектов транспортной инфраструктуры;
видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
видеомониторинг объектов видеонаблюдения в технологическом секторе;
передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с технических средств в режиме реального времени;
- хранение в электронном виде данных, полученных со всех
технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение 15
суток;
выявление нарушителя, оснащённого, в том числе специальными техническими средствами, в режиме реального времени на всем периметре внешних границ технологического сектора и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
видеозапись в целях документирования перемещения работников и посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и из них;
- принятие решения о соответствии пропуска его владельцу с обеспечением достоверного сличения идентифицирующих признаков на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа);
- передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о
лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры;
- определение соответствия постоянного пропуска его предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах технологического сектора и (или) критических элементов ОТИ в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин (механизмов) и перемещаемых ими грузов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или её часть, что является нарушением ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, п.п. 4 п. 10 Требований N 924, в отношении 3 - ОТИ, указанных в п. 12 акта проверки от 07.12.2018 N 07-43-07/181(A);
13. ОТИ 3 категории не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты и посты объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа);
видеообнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
хранение в электронном виде данных, полученных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение 10 суток;
- выявление подготовленного нарушителя в режиме реального времени
на всем периметре внешних границ критических элементов объекта
транспортной инфраструктуры;
принятие решения о соответствии пропуска его владельцу путем сличения идентифицирующих документов на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа) и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
возможность передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы, что является нарушением ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, п.п. 4 п. 13 Требований N 924, в отношении 74 - ОТИ, указанных в п. 13 акта проверки от "дата" N... (А).
Основным видом деятельности Федерального казённого учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" является управление имуществом, находящимся в государственной собственности.
На территории Санкт-Петербург и Ленинградской области расположено 254 объекта транспортной инфраструктуры.
Федеральное казённое учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" имеет филиал в городе Пскове по адресу: "адрес".
На территории Псковской области расположено 53 объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
Приказом Федерального дорожного агентства (далее - ФДА) от 29.08.2011 N 237 ОТИ присвоены категории и внесены в Реестр категорированных ОТИ автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта. В отношении 232 ОТИ утверждены оценки уязвимости, проведено 118 дополнительных оценок уязвимости ОТИ, утверждено 119 планов ОТИ. ФКУ Упрдор "Северо-Запад" разработан огромный массив документов по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
ФКУ Упрдор "Северо-Запад" обязано обеспечивать информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, о положениях законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся.
Таким образом, ФКУ Упрдор "Северо-Запад" является субъектом транспортной инфраструктуры в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".Так как ФКУ Упрдор "Северо-Запад" было известно о необходимости исполнения обязательных требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то в бездействии ФКУ Упрдор "Северо-Запад" усматривается умышленная форма вины.
Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся.
Временем совершения административного правонарушения является дата выявления нарушений, а именно день завершения плановой документарной проверки - 11 часов 00 минут "дата".
Местом совершения является адрес места нахождения ФКУ Упрдор "Северо-Запад": "адрес"
Защитник ФКУ Упрдор "Северо-Запад" Жураковский В.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указал, что реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (устранение указанных в протоколе нарушений) не представляется возможным без утвержденного плана защиты объекта транспортной инфраструктуры, который должен быть согласован с органами ФСБ России и органами МВД. Планы были разработаны ФКУ Упрдор "Северо-Запад", в адрес УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области неоднократно направлялись обращения о необходимости согласования порядков (письма исх. N 17/20-84 ДСП от 19.07.2018г, N 17/20-102 ДСП от 03.09.2018г, N 17/20-149 ДСП от 14.11.2018г.). Однако, обращения Учреждения оставлялись без ответа. Согласование было получено лишь в декабре 2018г. письмом исх. N 19/3-4722 от 05.12.2018г.
Так же, обращения о необходимости согласования Порядков неоднократно направлялись и в адрес ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (письма исх. N 17/20-80 ДСП от 19.07.2018г, N 17/20-130 ДСП от 12.10.2018г.). Обращения Учреждения также оставлялись без ответа. Согласование было получено лишь в ноябре 2018г. письмом исх. N 13/2-284 ДСП от 12.11.2018г.
В настоящее время, в связи с полученными согласованиями Порядков, Учреждением готовятся обращения в Росавтодор с целью утверждения им Плана объектов транспортной инфраструктуры для последующей реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
В этой связи следует, что со стороны ФКУ Упрдор "Северо-Запад" выполняются все мероприятия, направленные на соблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности. Необходимые для согласования документов обращения были своевременно направлены, но по причине их несвоевременного рассмотрения не представлялось возможным согласовать в Росавтодоре план объекта транспортной инфраструктуры, в результате чего начало реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры по независящим от Учреждения причинам откладывается.
Тот факт, что писем со стороны Учреждения было несколько, подтверждает как раз добросовестность действий Учреждения и опровергает вывод суда о недостаточности выполняемых мероприятий и о бездействии в целом, а тем более умышленном бездействии.
Учреждение осуществляет свою деятельность в рамках государственного задания, лимитов бюджетных обязательств; полномочий и денежных средств на заключение государственного контракта с целью проведения тех или иных работ, в том числе мероприятий, указанных в протоколе, не предусмотренных государственным заданием и лимитов бюджетных обязательств Учреждение не имеет.
Соответственно, для реализации указанных в протоколе мероприятий, необходимо доведение главным распорядителем бюджетных средств (Росавтодор) до Учреждения лимитов бюджетных обязательств, что позволит заключить соответствующий государственный контракт на осуществление охраны объектов транспортной инфраструктуры, в том числе защиты объектов транспортной инфраструктуры от противоправных посягательств, а также актов незаконного вмешательства в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в целях соблюдения требований Постановления Правительства N 924. В соответствии со ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ составление, утверждение, ведение и доведение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета, а также изменение лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период, утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства, на основании доведенных Министерством экономического развития РФ данных об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на определенный год и соответствующий плановый период.
То есть, своими действиями орган фактически требует перераспределить бюджетные средства и выполнить вне плана работы, тем более в необоснованно короткий срок. Перераспределение бюджетных средств по требованию административных органов не допускается, так как ведет к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.
Несмотря на это, 17.01.2019г. письмом исх. N 8812 Учреждение все же обратилось в адрес Росавтодора с вопросом о выделении лимитов бюджетных обязательств в целях исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. На сегодняшний день денежные средства не выделены.
Но при этом, указанные меры направлены на обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и подтверждают отсутствие в действиях Учреждения какой-либо вины в совершении административного правонарушения, а тем более в форме умысла. Судом не был исследован вопрос о возможности применения положений КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, что свидетельствует о необъективности при рассмотрении настоящего дела. Учреждением своевременно, в рамках уставной деятельности, а также в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 924 выполнялись все мероприятия, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а значит в действиях Учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Законный представитель ФКУ Упрдор "Северо-Запад" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно представленным материалам дела и пояснениям защитника, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник ФКУ Упрдор "Северо-Запад" Жураковский В.В. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные доводы поддержал в полном объеме.
Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор одела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора "... " М.В. пояснил, что в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Северо-Запад" находятся 254 объекта транспортной инфраструктуры с 2010 года. Для исправления нарушения в виде отсутствия информирования на ОТИ, согласование с МВД и ФСБ не требуется. Объекты транспортной инфраструктуры находятся в ведении ФКУ "Упрдор "Северо-Запад" с 2010 года, такой длительный промежуток времени является достаточным для выполнения требований о транспортной безопасности.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела, судьей Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы все представленные по нему доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, правильно установлены фактические обстоятельства правонарушения, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ФКУ Упрдор "Северо-Запад" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения Учреждением инкриминированного правонарушения, а также виновность в его совершении объективно подтверждены совокупностью представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доводы жалобы, аналогичные заявленным доводам при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку при вынесении постановления.
Действия ФКУ Упрдор "Северо-Запад" правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а постановление по делу - требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Материалами настоящего дела достоверно установлено, что ФКУ Упрдор "Северо-Запад", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований ч.1 ст.8 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 года, п.п. 13 п.6, пп.4 п.7, пп.4 п.10, пп.4 п.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 года N 924, однако, не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере. При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Учреждения имелась, учитывая длительность нахождения объектов транспортной инфраструктуры в ведении учреждения.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, определено в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного Учреждением правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ в силу характера правонарушения и повышенной общественной опасности, не имеется.
Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела допущено не было.
С учетом изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Федерального казённого учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" оставить без изменения, жалобу защитника Жураковского В.В. - без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.