Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М.
при секретаре
Журко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 года административное дело N 2а-4896/18 по апелляционной жалобе Павловой А. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года по административному исковому заявлению Павловой А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий, решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Павловой А.В. - Командресова А.Ю, представителя административного ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Алексеевой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова А.В. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N03-22/80/В от 8 мая 2018 года о внесении изменений в учетные данные вдовы П.А.А, а также действия, связанные с принятие названного решения.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила возложить на ответчика обязанность произвести расчет субсидии Павловой А.В. с учетом дополнительной площади жилого помещения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
Не согласившись с решением суда, административный истец подала на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового, полагает судебный акт незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм как процессуального, так и материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Павлова А.В. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, представление своих интересов доверила представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Павлова А.В. является вдовой П.А.А, проходившего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части N... в звании "... ", выслуга лет в календарном исчислении на 19 января 2018 года составляет "... ".
12 декабря 2017 года решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N60-13/2017/110 П.А.А. в составе семьи 4 человека (он, жена Павлова А.В, дочь П.О.А, сын П.А.А.) с 16 ноября 2017 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства - Санкт-Петербург.
В данном решении указано о праве П.А.А. на дополнительную площадь на основании - заболевание, входящее в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16 июня 2006 года.
В соответствии с уведомлением от 25 декабря 2017 года изменена форма обеспечения П.А.А. и членов его семьи на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
П.А.А. умер "дата".
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N03-22/80/В от 8 мая 2018 года внесены изменения в единый реестр военнослужащих с указанием, что Павлова А.В, вдова военнослужащего П.А.А, право на дополнительную площадь жилого помещения не имеет, а расчет субсидии будет произведен исходя из норматива площади жилого помещения 72 кв.м (4х18).
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N03-28/751 от 28 мая 2018 года Павловой А.В. совместно с ее детьми П.А.А, П.О.А. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения 72 кв.м, с учетом коэффициента общей продолжительности военной службы 2,750, в размере 7 493 904 рублей.
В соответствии с платежным поручением N199861 от 1 июня 2018 года административному истцу была перечислена субсидия в размере 7 493 904 рублей.
Полагая решение от 8 мая 2018 года незаконным, административный истец ссылалась на то, что П.А.А. на момент гибели имел право на дополнительную жилую площадь, поскольку страдал заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку на дату смерти военнослужащего он не имел права на дополнительную жилую площадь в связи с имевшимся у него заболевание, то такое право не могло быть учтено ответчиком при расчете размера субсидии на приобретение жилого помещения членами его семьи. В связи с чем, оспариваемое решение является обоснованным, вынесенным надлежащим органом в пределах предоставленных полномочий.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 3.1 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 5, 6 Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая в соответствии со статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень, и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем частями 2 и 3 статьи 40, предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Однако законодатель, реализуя приведенные положения, вместе с тем установили ряд ограничений, регулирующих предоставленное права.
Так, положениями пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с положениями статьи 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из материалов дела следует, что согласно справке N155 от 29 декабря 2015 года, выданной "... ", у П.А.А. имеется заболевание "... " входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года N 859 Перечень N378 признан утратившим силу с 1 января 2018 года.
П.А.А. умер "дата".
На дату его смерти вступил в действие приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", который был утвержден в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
Исходя из положений части 1.1 статьи 15.1 Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
В силу части 2 названной статьи военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
Как верно указано судом первой инстанции, П.А.А, уволенный с военной службы в звании "... ", правом на дополнительную жилую площадь при предоставлении жилого помещения не обладал.
В силу части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу части 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент смерти П.А.А. действовал Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Как следует из материалов дела, у П.А.А. имелось заболевание с кодом "... " которое в указанный Перечень заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России N 991н, не включено.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.