Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Юдиной М.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС(Я) от 03 апреля 2019 года, которым по делу по административному исковому заявлению Егоровой А.Р. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) АМР "Хангаласский район" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести оплату социальной выплаты на приобретение жилья
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения представителя истца Чистоедова Д.В, представителя Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Климовской М.К, представителя администрации МР "Хангаласский улус РС(Я)" Теплых Р.П, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Егорова А.Р. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие административных ответчиков, обязать их произвести оплату социальной выплаты на приобретение жилья.
Исковые требования мотивированы тем, что 31.05.2017 Егоровой А.Р. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома со сроком действия до 31.12.2017. 25.12.2017 между П... и Егоровой А.Р. заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в.., оплата по которому должна была производиться в том числе за счет средств социальной выплаты. Однако по вине сотрудников администрации МР "Хангаласский район" средства социальной выплаты не были перечислены продавцам.
03.04.2019 судом постановлено указанное выше решение, на которое административным истцом подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на то, что она свои обязательства по договору банковского счета для обслуживания целевых программ выполнила, но ответчики не перевели вовремя денежные средства продавцам. Комиссия решилавыплатить *** руб, но этой суммы не хватит, чтобы погасить долг перед продавцами. В настоящее время приобретенный дом и земельный участок зарегистрированы на истца и ее детей. Продавцы получили по договору купли-продажи лишь *** руб. и *** руб. из средств материнского капитала. Просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу администрация МР "Хангаласский район" выражает согласие с решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными.
Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.04.2016 N 95 утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" (далее - Порядок).
В связи с принятием 11 апреля 2018 года Постановления Правительства N 100 об утверждении нового Порядка, приведенное выше постановление утратило силу. Однако на момент выдачи истцу свидетельства о праве на получение субсидии, действовало постановление Правительства РС(Я) от 09.04.2016 N 95, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым руководствоваться данным нормативным актом.
Согласно п. 6 указанного Постановления заказчиком и ответственным исполнителем реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" назначено Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п. 5 Порядка срок действия свидетельства составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Порядком предусмотрено, что Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 45 - 51 и подпунктами "а" и "б" пункта 52 настоящего Порядка, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.
В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 48, 49, 51 и подпунктами "а" и "б" пункта 52 настоящего Порядка либо об отказе в оплате расходов на основании этих документов или уплате оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 48, 49, 51 и подпунктами "а" и "б" пункта 52 настоящего Порядка, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
В соответствии с п. 57 Порядка орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
31.05.2017 Егоровой А.Р. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома со сроком действия до 31.12.2017.
25.12.2017 между продавцами П.., П... и Егоровой А.Р. заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу:... Сторонами договора стоимость объектов недвижимости определена в размере *** руб. Оплата по договору должна была производиться, в том числе за счет средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере *** руб.
27.12.2017 зарегистрировано право собственности Егоровой А.Р. на земельный участок и жилой дом.
28.12.2017 Егоровой А.Р. подано заявление-поручение в ПАО " ***" на перевод денежных средств со счета.
09.01.2018 и 15.01.2018 между сторонами и Егоровой А.Р. были заключены дополнительные соглашения к договору купли-продажи жилого дома с земельным участком от 25.12.2017, которыми внесли изменения и дополнения в п. 3 договора - по стоимости и оплате, уточнили реквизиты оплаты.
18.01.2018 администрацией района в УФК *** оформлены заявки N... и N... на возврат остатков средств на обеспечение жильем молодых семей "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" в федеральный бюджет в сумме *** руб, в республиканский бюджет - *** руб.
23.01.2018 от ПАО " ***" поступила заявка на перечисление средств на оплату жилья по договору купли-продажи, получателем средств указана П... (размер субсидии - *** руб.).
В связи с тем, что социальная выплата по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" Егоровой А.Р. не была произведена, она обратилась с административным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины административных ответчиков, поскольку Егорова А.Р. обязана была использовать средства социальной выплаты до конца 2017 г, но по ее вине заявка на перечисление средств социальной выплаты поступила в администрацию МР "Хангаласский район" в 2018 г. Суд также указал, что в данном случае права административного истца не нарушены, так как при неиспользовании средств социальной выплаты она сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в мероприятии на общих основаниях.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
По данному делу такой совокупности не установлено.
Административному истцу было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома со сроком действия до 31.12.2017, то есть она обязана была использовать средства социальной выплаты до 31.12.2017.
Поскольку выделенные федеральным и республиканским бюджетом денежные средства не были использованы до окончания финансового года, МР "Хангаласский район" обязан был возвратить бюджетные средства. Иное означало бы нарушение условий Порядка, Соглашения о реализации подпрограммы и бюджетного законодательства.
Пунктом 17 Порядка установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Согласно п.3.2.14 Соглашения от 14.05.2017 неиспользованный в текущем финансовом году остаток субсидии, потребность в которых отсутствует, подлежит перечислению в доход республиканского бюджета в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Тот факт, что административный истец заключила договор купли-продажи 25.12.2017, обратилась в банк 28.12.2017, не является основанием для признания незаконным бездействия Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) администрации района. Егоровой А.Р. следовало учесть, что Порядком установлены сроки рассмотрения заявок, как Банком, так и муниципальным образованием. Предоставление документов в последние дни финансового года указывает на отсутствие должной внимательности.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае права истца не нарушены.
Согласно письму от 04.09.2018 председателя межведомственной комиссии по реализации подпрограммы Егорова А.Р. отказалась от суммы в размере *** руб, которая ей была предложена.
Кроме того, 11.04.2018 издано постановление Правительства РС(Я) от N100 о Порядке предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы". Административный истец не лишена права участвовать в новой государственной программе на общих основаниях.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС(Я) от 03 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Егорова А.Р. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) АМР "Хангаласский район" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести оплату социальной выплаты на приобретение жилья оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.