Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) В.С, на решение Якутского городского суда РС (Я) от 04 марта 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Булунская центральная районная больница", которым
постановлено:
Определение Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Булунская центральная районная больница" - отменить.
Возвратить на новое рассмотрение Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Булунская центральная районная больница".
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав прокурора Маркову Д.Р, суд
УСТАНОВИЛ:
10 января 2019 года прокурором Булунского района РС(Я) Днепровским М.В. в отношении ГБУ РС(Я) "Булунская центральная районная больница" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в связи с переводом денежных средств в качестве компенсации работнику Е.И. в счёт возмещения расходов по её выезду за пределы территории Республики Саха (Якутия) с нарушением месячного срока со дня поступления проездных документов на предприятие.
17 января 2019 года определением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) В.С, указанное постановление прокурора Булунского района РС(Я) с материалами возвращено в прокуратуру Булунского района РС(Я) для устранения выявленных нарушений.
Несогласившись с определением Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) прокурор принес протест.
04 марта 2019 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился В.С,, обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке ч.5 ст.30.9 КоАП РФ, в которой просит отменить решение суда и оставить определение без изменения.
В обоснование жалобы ссылается на необоснованность выводов суда о наличии полномочий у должностного лица административного органа по переквалификации вменяемого учреждению административного правонарушения с ч.6 ст.5.27 на ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такими полномочиями обладает только судья.
В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. с жалобой не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в РС(Я), извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Ходатайства об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.326 Трудового кодекса РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, фондов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, фондов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В силу ст.35 названного закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются этим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (части 1, 2).
Согласно ст.4 Закона Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 187-З N381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных органах Республики Саха (Якутия), Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), государственных учреждениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я) о компенсации) в случае переезда к новому месту жительства за пределы Республики Саха (Якутия) при наличии трудового договора работнику и членам его семьи компенсируются расходы, связанные с выездом, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества, но не свыше пяти тонн на семью, по фактическим расходам.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 Порядка возмещения расходов, связанных с выездом из Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Минсоцзащиты РС(Я) от 30.04.1996 N 6 (далее - Порядок).
Согласно ст. 5 Порядка выплата компенсаций (в том числе возмещение расходов, связанных с переводом денег на адрес нового места жительства) производится работникам предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности - по последнему месту работы. Указанные выплаты производятся по предъявлении всех необходимых документов, подтверждающих факт выезда и понесенных расходов. Перевод денег на адрес нового места жительства гражданина производится не позднее одного месяца со дня поступления проездных документов на предприятие (в учреждение, организацию), осуществляющего выплату компенсации, выезжающим из Республики Саха (Якутия).
10 ноября 1967 года постановлением Совета министров СССР N 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - Перечень).
Согласно Перечню Булунский район Республики Саха (Якутия) отнесен к району Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела в связи с обращением Е.И. в Прокуратуру Булунского района РС(Я) в ГБУ РС(Я) "Булунская центральная районная больница" проведена проверка по факту не выплаты компенсации стоимости фактических расходов, в размере произведенных транспортных затрат в связи с переездом к новому месту жительства за пределы Республики Саха (Якутия).
Выпиской из приказа главного врача ГБУ РС(Я) "Булунская центральная районная больница" от 06.06.2017 N 107-к с Е.И. прекращен трудовой договор с 21.12.2017 г. по собственному желанию, в связи с переездом за пределы Республики Саха (Якутия).
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 21679020408313 авансовый отчет о произведенных транспортных затратах, отправленный Е.И, получен ГБУ РС(Я) "Булунская центральная районная больница" 16 февраля 2018 года.
При этом денежные средства Е.И. перечислены лишь 20 декабря 2018 года, в период проведения прокурором проверки, то есть по истечении 10 месяцев.
Данные обстоятельства квалифицированы прокурором как административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и явилось основанием для вынесения 10 января 2019 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
17 января 2019 года главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РС(Я) В.С,, возвращая определением указанное постановление прокурора указал, что установленное нарушение ст.326 Трудового кодекса РФ нельзя отнести к нарушениям связанным с невыплатой или неполной выплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, поскольку является нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с чем действия учреждения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
04 марта 2019 года судья Якутского городского суда РС(Я) отменяя определение главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) и направляя материалы дела на новое рассмотрение указал, что оснований для возвращения постановления прокурора не имелось, поскольку должностное лицо инспекции труда было полномочно переквалифицировать нарушающее права работника бездействие учреждения с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ на ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, поскольку такое бездействие имеет единый родовой объект посягательства, предусмотренный указанными статьями Кодекса, при этом санкция указанных статей предусматривает административный штраф в аналогичном для юридических лиц размере, из чего следует, что переквалификация правонарушения не повлечёт ухудшения его положения.
Изучение материалов дела приводит к выводу о необходимости отметить следующее относительно вывода судьи городского суда о наличии оснований для переквалификации бездействия учреждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Следовательно, выводы суда о наличии у должностного лица инспекции труда полномочий по переквалификации административного правонарушения не согласуются с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, поскольку право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Вместе с тем, изучение материалов дела позволяет сделать вывод о том, что отмена судьей городского суда определения главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 17 января 2019 года N 1 является правильным, несмотря на ошибочность выводов приведённых в его обоснование, поскольку имеются иные основания к этому.
Так, вывод главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) о том, что нарушение ст.326 Трудового кодекса РФ не образует состава административного правонарушения по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ является ошибочным.
Так, объективную сторону административного правонарушения по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ составляет бездействие юридического лица по невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, также других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо действия юридического лица по установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Согласно ст.164 Трудового кодекса РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В ст.165 Трудового кодекса РФ установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций. Приведенный перечень является открытым, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Выплаты, осуществляемые в целях возмещения работникам затрат, связанных с их переездом к новому месту жительства за пределы Республики Саха (Якутия) отнесены статьями 164, 165, 313, 326 Трудового кодекса РФ, статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьей 4 Закона РС(Я) о компенсации к другим выплатам осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Следовательно, прокурор верно квалификацировал бездействия ГБУ РС(Я) "Булунская центральная районная больница" по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, оснований для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по указанным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в определении N 1 от 17 января 2019 года, не имелось.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения Якутского городского суда РС(Я) от 04 марта 2019 года, в ходе производства по настоящему делу по иным основаниям не допущено, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 04 марта 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Булунская центральная районная больница" - оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) В.С, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.