Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н,
судей - Кокшаровой Е.А, Красиковой О.Е,
при секретаре - Кыпчаковой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 апреля 2019 года, которым
удовлетворены исковые требования Старикова Ю.
На Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Старикову Ю жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории с Майма Майминского района Республики Алтай, не ниже установленных социальных норм предоставления жилых помещений по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стариков Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить на территории с. Майма или г. Горно-Алтайска жилое помещение по социальному найму не менее 33 кв.м, отвечающее всем санитарным нормам. Требования мотивированы тем, что Стариков Ю.В. является сиротой. Он включен в список лиц, которые подлежат обеспечению специализированными помещениями на территории Республики Алтай. Ему на данный момент уже 20 лет, с места учебы его отчислили 09 ноября 2016 года. Учебу он окончил в местах лишения свободы, на данный момент из мест лишения свободы Стариков Ю.В. освободился.
Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б, указывая, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, вносятся в список на обеспечение жилыми помещениями в порядке той очередности, в которой они состояли на указанном учете. Предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стариков Ю.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве лица, нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения. Жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются в порядке общей очередности, по состоянию на сегодняшний день его порядковый номер в сводном списке 1021, и внеочередное обеспечение его жильем нарушит права граждан, которые включены в список ранее. Стариковым Ю.В. не предоставлено достаточных доказательств того, что он фактически проживает на территории с. Майма Республики Алтай.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Алтай, защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяется Законом Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай".
Из материалов дела следует, что Стариков Ю.В. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Республики Алтай.
Судом установлено, что отец Старикова Ю.В. умер, мать решением суда лишена родительских прав. Стариков Ю.В. состоит на учете жилищной комиссии отделения опеки и попечительства КУ РА "Управление социальной поддержки населения Майминского района" вы качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении по списку "Сироты" на основании приказа КУ РА "Управление социальной поддержки населения Майминского района" N 338 от 12 ноября 2014 года, номер очереди - 107. На момент достижения совершеннолетия Старикову Ю.В. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля на 1-комнатную квартиру, общей площадью 25,2 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". 14 февраля 2019 года прекращено право собственности Старикова Ю.В. на вышеуказанную долю в праве общей долевой собственности. Иного жилья в собственности у Старикова Ю.В. не имеется. Доля площади квартиры по указанному выше адресу менее учетной нормы площади жилого помещения в с. Майма. По договору социального найма Старикову Ю.В. жилое помещение по месту жительства в с. Майма не предоставлялось, субсидий на строительство (восстановление) жилого помещения (дома) не выдавались.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязано предоставить Старикову Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории с. Маймы Майминского района Республики Алтай.
Довод апелляционной жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят во внимание, поскольку гарантированное законом право Старикова Ю.В, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от соблюдения порядка очередности.
При этом, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Кроме того, действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Доводы жалобы о том, что не представлено доказательств постоянного проживания Старикова Ю.В. на территории с. Маймы Майминского района, судебная коллегия отклоняет, поскольку они опровергаются материалами дела.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).
Из материалов дела установлено, что Стариков Ю.В. родился в с. Майма, его родители проживали в с. Майма, вопрос о лишении родительских прав матери решался соответствующими органами Майминского района. Стариков Ю.В. также состоит на учете в жилищной комиссии отделения опеки и попечительства КУ РА УСПН "Майминского района". В период с 11 октября 2017 года по 08 февраля 2019 года Стариков Ю.В. отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю, после отбытия наказания вернулся в с. Майма и фактически проживает по адресу: "адрес".
Таким образом, установлено, что у Старикова Ю.В. на территории с. Маймы Республики Алтай сложились устойчивые социальные связи и местом его постоянного жительства является с. Майма, в связи с чем, обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда должно быть осуществлено на территории с. Маймы Майминского района Республики Алтай.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н. Чертков
Судьи
Е.А. Кокшарова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.