Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Моисеевой Н.Н. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Ибатуллиной Р.З. на решение Советского районного суда г. Казани от 1 апреля
2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", помещение N 1, с кадастровым номером... :411, общей площадью 144,7 кв.м, жилым домом блокированной застройки.
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: г "адрес", помещение N 2, с кадастровым номером... :412, общей площадью 143,3 кв.м, жилым домом блокированной застройки.
Валиевой Мавлуде Рашидовне, Дадабаевой Фирузе Рашидовне в иске к Исполнительному комитету МО г. Казани о присвоении жилому помещению адресного номера отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ИК МО г. Казани Хафизова Н.Ф, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валиева М.Р. и Дадабаева Ф.Р. обратились к ИК МО г. Казани с иском о признании жилых помещений жилым домом блокированной застройки, присвоении адресного номера. В обоснование иска указано, что Валиева М.Р. и Дадабаева Ф.Р. являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу "адрес", жилое помещение N 1 и N 2 соответственно. Указанные жилые помещения были образованы в соответствии с договором реального раздела жилого дома от 1 июня 2005 года. Фактически названные жилые помещения являются индивидуальными жилыми домами блокированной застройки, поскольку каждое из помещений представляет собой автономный жилой блок, предназначенный для проживания одной семьи; помещения имеют общую стену без проёмов, расположены на отдельных земельных участках и имеют отдельные выходы на территорию общего пользования. В связи с изложенным истицы просили двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес", домом блокированной застройки, а также присвоить указанным выше жилым помещениям адреса "адрес" соответственно.
Истицы Валиева М.Р. и Дадабаева Ф.Р. в суде первой инстанции исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ИК МО г. Казани Ибатуллина Р.З. в суде первой инстанции просила в удовлетворении иска отказать.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, приняв решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани просит решение суда в части удовлетворения заявленных истицами требований отменить, принять в этой части новое решение об отказе в иске. В жалобе выражается мнение о том, что суд первой инстанции вопреки положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически легализовал самовольную постройку. Податель жалобы отмечает, что градостроительное законодательство разграничивает понятия объекта индивидуального жилищного строительства и дома блокированной застройки. Апеллянт указывает, что истицы не получали разрешения на строительство дома блокированной застройки.
Истицы Валиева М.Р. и Дадабаева Ф.Р. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно положениям пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях названного Кодекса под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в указанном Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.Пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
По делу установлено, что истица Валиева М.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", жилое помещение N 1. Названному объекту присвоен кадастровый номер... :411. Согласно свидетельству о государственной регистрации право собственности на указанный объект было зарегистрировано за истицей на основании акта приёмки законченного строительством индивидуального жилого дома приёмочной комиссией от
5 декабря 2005 года, постановления главы администрации Высокогорского района Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года N 638, договора дарения доли земельного участка и доли жилого дома от 14 февраля 2006 года, договора реального раздела жилого дома от 1 июня 2015 года.
Кроме того, Валиева М.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером... :4920, расположенного по адресу "адрес".
Истица Дадабаева Ф.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", жилое помещение N 2. Названному объекту присвоен кадастровый номер... :412. Согласно свидетельству о государственной регистрации право собственности на указанный объект было зарегистрировано за истицей на основании договора дарения доли земельного участка и доли жилого дома от
14 февраля 2006 года, договора реального раздела жилого дома от 1 июня
2015 года.
Также Дадабаева Ф.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером... :6753, расположенного по адресу "адрес".
В силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований (т.е. в части, оспариваемой апеллянтом), суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом по указанному выше адресу, введённый в эксплуатацию в
2005 году, изначально возводился как жилой дом блокированной застройки.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Из материалов дела следует, что на строительство жилого дома по адресу "адрес", Валиевой М.Р. было выдано разрешение на строительство от 24 октября 2005 года. Жилой дом по адресу "адрес" был принят приёмочной комиссией, назначенной главой администрации Высокогорского района Республики Татарстан, по соответствующему акту, утверждённому постановлением главы администрации Высокогорского района Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года N 638.
Из кадастровых паспортов, выписок из Единого государственного реестра недвижимости и технических паспортов спорных помещений, составленных по состоянию на 6 октября 2005 года и проверенных в сентябре 2015 года, следует, что названные помещения N 1 и N 2 расположены на отдельных земельных участках, имеют общую стену и отвечают признакам жилого дома блокированной застройки.
Отметок о самовольной реконструкции названных жилых помещений в технических паспортах не имеется. На самовольную реконструкцию этих помещений в качестве основания для отказа в иске представитель ответчика не указывал; тот факт, что спорные помещения не реконструировались после введения их в эксплуатацию в установленном законом порядке, представитель ответчика не оспаривал.
Таким образом, по существу настоящий спор не связан с вопросом о самовольном возведении названных построек. Требования истиц направлены на внесение в Единый государственный реестр недвижимости верных сведений о характеристиках объекта недвижимости, на строительство и на введение которого в гражданский оборот были получены необходимые разрешения.
С учётом изложенного судебная коллегия не может принять ссылку апеллянта на положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что Валиевой М.Р. было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а не дома блокированной застройки, основанием для отказа в иске в данном случае служить не может. Как было указано выше, уполномоченные органы согласовали возведение и введение в эксплуатацию объекта недвижимости с характеристиками, которые не были изменены на момент рассмотрения настоящего дела, в связи с чем оснований для признания его самовольной постройкой лишь в связи с изменением внесённого в Единый государственный реестр недвижимости наименования не имеется.
Сведений о том, что спорная постройка нарушает права ответчика, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил указанное требование истиц.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда в оспариваемой части является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами не обжалуется, то его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 1 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.