Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гафаровой Г.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе
Гараниной М.В, действующей в интересах ФИО и ФИО, на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 11 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гараниной М.В, действующей в интересах ФИО и Гаранина А.В, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Кабинету Министров Республики Татарстан о взыскании убытков отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Арефьевой Н.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаранина М.В, действующая в интересах ФИО и ФИО, обратилась в суд к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Кабинету Министров Республики Татарстан, в котором просила взыскать с ответчиков разницу между размером выплаченной субсидии и рыночной стоимостью жилой площади.
В обоснование своих требований истец указала, что решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от "дата" за ФИО и ФИО признано право на жилищную субсидию для приобретения жилья. Данным решением обязанность по предоставлению жилищной субсидии возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан. После вступления решения в законную силу "дата" ею был получен исполнительный лист, который предъявлен к исполнению. "дата" возбуждено исполнительное производство. Данное исполнительное производство находилось на исполнении до "дата" и было окончено без фактического исполнения на основании заявления истца по просьбе судебных приставов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 года N 236 полномочия по предоставлению жилищной субсидии в виде единовременной денежной выплаты переданы Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Определением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2018 года произведена замена стороны судебного акта в связи с передачей полномочий на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Зная о наличии вышеуказанного судебного решения, начиная с момента его принятия и до его исполнения - "дата", ответчик в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан решение не исполнял. Лишь после вынесения решения Ново-Савиновским районным судом города Казани от 17 октября 2018 года Министерством назначенные пособия были выплачены.
Между тем, установленная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 года N 236 формула расчета
С (размера субсидии) предполагает использование среднерыночной стоимости жилья.
Неисполнение решения суда в установленные законом сроки привело к тому, что в настоящее время жилье значительно подорожало.
По состоянию на второй квартал 2018 года средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья в Республике Татарстан составляет 43722 рубля, что значительно больше, чем 32983 рубля по состоянию на 2015 год.
Просила взыскать с ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан разницу между размером субсидии, исходя из размера среднерыночной стоимости квадратного метра жилья в Республике Татарстан по состоянию на 4 квартал 2018 года, в размере по 354387 рублей в пользу опекаемых ФИО и ФИО каждому, указывая данные суммы убытками, причиненными несвоевременным исполнением решения суда.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя истца в качестве соответчика был привлечен Кабинет Министров Республики Татарстан.
В судебном заседании истец Гаранина М.В. поддержала исковые требования и представила дополнение к исковому заявлению, из которого следует, что несвоевременное исполнение судебного акта, а также незаконные действия, связанные с неправильным исчислением размера единовременного пособия на приобретение жилья, привели к тому, что истец была вынуждена обратиться в суд за защитой прав опекаемых лиц. Кроме того, в результате несвоевременного исполнения решения суда был причинен имущественный ущерб ее подопечным, выразившийся в увеличении стоимости квадратного метра жилья по соотношению к ценам 2015 года, в результате чего истец потеряла возможность приобрести жилье необходимой площади. Просила взыскать с надлежащего ответчика в пользу опекаемых ФИО и ФИО в счет причинения материального ущерба по 354387 рублей каждому как убытки, причиненные несвоевременным исполнением решения суда.
Представитель ответчиков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Верхова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление. При этом пояснила, что определением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2018 года была произведена замена должника в лице Кабинета Министров Республики Татарстан на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. В рамках исполнения решения суда от 22 января 2015 года Министерством был произведен расчет жилищной субсидии ФИО и ФИО в размере 593694 рублей, исходя из 18 квадратных метров жилой площади и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Татарстан, установленной приказом Минстроя России от 02 октября 2015 года N 710/пр. в размере 32983 рублей. Данные субсидии были перечислены "дата". После вынесения решения Ново-Савиновского районного судом города Казани от 17 октября 2018 года ФИО и ФИО был произведен расчет жилищной субсидии с учетом права на дополнительную площадь и перечислен платежными поручениями. Считает, что данные требования истца тождественны требованиям по предыдущему административному иску (дело N 2А-4829/2018), в удовлетворении которого истцу было отказано.
Судом в приведенной выше формулировке вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Гараниной М.В. ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, выражается несогласие с выводами суда по установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам. Указывается, что ответчики на протяжении длительного времени не предпринимали никаких действий, направленных на исполнение судебного решения от 22 января 2015 года, уклонялись от его исполнения, что привело к увеличению стоимости жилья на момент исполнения решения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требоватьполноговозмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества(реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются следующим категориям граждан: инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний; семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В соответствии со статьей 8.2 того же Закона Республики Татарстан инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО и ФИО являются инвалидами. Постановлениями Исполнительного комитета Лаишевского района Республики Татарстан от "дата" и "дата" над ними установлена опека, опекуном назначена Гаранина
М.В.
Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года по делу N 2-32/2015 за ФИО и ФИО признано право на жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) для приобретения жилья. Данным решением обязанность по предоставлению жилищной субсидии была возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан.
Определением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2018 года по делу N 2-32/2015 была произведена замена стороны по вышеуказанному решению от 22 января 2015 года, Кабинет Министров Республики Татарстан был заменен на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Решение суда от 22 января 2015 года было исполнено лишь спустя четыре года, когда стоимость жилья значительно увеличилась.
Полагая, что права ФИО и ФИО нарушены, Гаранина М.В. обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы Гараниной А.В. о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения в силу следующего.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ново-Савиновского районного суда Республики Татарстан от 17 октября 2018 года административное исковое заявление Гараниной М.В, действующей в интересах ФИО и ФИО к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании жилищной компенсации, удовлетворено частично.
Судом постановлено: признать незаконными действия Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по расчету и предоставлении жилищной субсидии без учета права на дополнительную жилую площадь; обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан произвести расчет и предоставить жилищную субсидию с учетом права на дополнительную жилую площадь исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Татарстан, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей в четвертом квартале 2015 года.
При этом в удовлетворении требований административного истца Гараниной М.В. обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем произведения расчета с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно среднерыночной стоимости жилого помещения по состоянию на 2 квартал 2018 года отказано. Отказ в удовлетворении данной части иска мотивирован тем, что требование произвести расчет субсидии исходя из среднерыночной стоимости жилого помещения по состоянию на 2 квартал 2018 года не основано на законе. Право ФИО и ФИО на получение субсидии было установлено с момента вступления в законную силу решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года по делу N 2-32/2015. Соответственно, размер субсидии должен определяться исходя из средней рыночной стоимости жилья на момент установления данного права. Такой способ защиты права, как расчет субсидии исходя из средней рыночной стоимости жилья на момент выплаты данной субсидии, не предусмотрен, доказательства обратного не представлены. Решение суда от 17 октября 2018 года истцом не обжаловалось, вступило в законную силу.
Платежными поручениями от "дата" и "дата" жилищные субсидии ФИО и ФИО выплачены в общей сумме по 1088439 рублей каждому.
При изложенных данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, как верно указано в решении суда, заявляя требование о взыскании убытков, истец не представил доказательства причинения ему убытков, как того требуют нормы статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку заявленные исковые требования о взыскании разницы в стоимости связаны с несвоевременным исполнением решения суда от 22 января 2015 года, что не может расцениваться как убытки.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерности отказа истцу во взыскании убытков не противоречит материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 11 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гараниной М.В, действующей в интересах ФИО и
ФИО - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.