Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сабитова И.Н, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 февраля 2019 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Никлипс" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание существующего здания магазина) общей площадью 1888 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060202:24, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Нефтяников, дом 21а, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 170 592 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под обслуживание магазина смешанных товаров) общей площадью 850 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060103:111, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Победы, дом 1/14А, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 938 850 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания магазина) общей площадью 1008 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060103:42, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Победы, дом 1-06А, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 226 672 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания незавершенного строительством объекта) общей площадью 1262 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:59, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Надежды, дом 2, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 787 758 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания здания магазина) общей площадью 446 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:116, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Ленина, дом 30А, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 017 326 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание здания магазина) общей площадью 1224 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:23, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Ленина, дом 21А, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 703 816 рублей;
земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: эксплуатация ремонтно-строительного цеха) общей площадью 11080 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:070105:6, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, промзона ГРЭС в границах участка, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 808 720 рублей;
8) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации складов) общей площадью 13620 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:070202:212, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Объездная, дом 19, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 6 850 860 рублей рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 мая 2018 года.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Никлипс" 4 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части требования возмещения расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Никлипс" в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан расходы по производству судебной экспертизы в размере 81 570 рублей. В остальной части требований возмещения расходов оплаты судебной экспертизы отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Никлипс" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание существующего здания магазина) общей площадью 1888 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060202:24, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Нефтяников, дом 21а;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под обслуживание магазина смешанных товаров) общей площадью 850 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060103:111, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Победы, дом 1/14А;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания магазина) общей площадью 1008 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060103:42, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Победы, дом 1-06А;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания незавершенного строительством объекта) общей площадью 1262 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:59, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Надежды, дом 2;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания здания магазина) общей площадью 446 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:116, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Ленина, дом 30А;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание здания магазина) общей площадью 1224 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:23, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Ленина, дом 21А;
земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: эксплуатация ремонтно-строительного цеха) общей площадью 11080 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:070105:6, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, промзона ГРЭС в границах участка;
8) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации складов) общей площадью 13620 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:070202:212, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Объездная, дом 19.
В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:48:060202:24, 16:48:060103:111, 16:48:060103:42, 16:48:060210:59, 16:48:060210:116, 16:48:060210:23, 16:48:070105:6, 16:48:070202:212 определенных в размере 5 053 175 рублей 36 копеек, 2 093 635 рублей, 2 504 859 рублей 84 копеек, 3 299 360 рублей 18 копеек, 1 194 695 рублей 74 копеек, 3 320 124 рублей 48 копеек, 17 178 542 рублей 80 копеек и 19 676 677 рублей 80 копеек соответственно, нарушает его права как собственника спорных объектов. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 753 000 рублей, 352 000 рублей, 402 000 рублей, 503 000 рублей, 185 000 рублей, 488 000 рублей, 2 317 000 рублей и 2 849 000 рублей соответственно.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия и уточнении административных исковых требований определения кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам произведенной оценки и возместить расходы оплаты государственной пошлины.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан возражал против удовлетворения административного иска, просил возместить расходы оплаты производства судебной экспертизы в размере 163 000 рублей.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", исполнительный комитет муниципального образования "город Заинск" Заинского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности экспертного заключения Захматова Д.Ю. автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" N 24122018-2 от 22 января 2019 года.
Апеллянт полагает, что заключение составлено с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания).
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Никлипс" является собственником:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание существующего здания магазина) общей площадью 1888 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060202:24, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Нефтяников, дом 21а;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под обслуживание магазина смешанных товаров) общей площадью 850 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060103:111, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Победы, дом 1/14А;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания магазина) общей площадью 1008 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060103:42, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, проспект Победы, дом 1-06А;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания незавершенного строительством объекта) общей площадью 1262 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:59, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Надежды, дом 2;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания здания магазина) общей площадью 446 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:116, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Ленина, дом 30А;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание здания магазина) общей площадью 1224 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:060210:23, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Ленина, дом 21А;
земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: эксплуатация ремонтно-строительного цеха) общей площадью 11080 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:070105:6, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, промзона ГРЭС в границах участка;
8) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации складов) общей площадью 13620 квадратных метров с кадастровым номером 16:48:070202:212, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Объездная, дом 19.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 5 053 175 рублей 36 копеек, 2 093 635 рублей, 2 504 859 рублей 84 копеек, 3 299 360 рублей 18 копеек, 1 194 695 рублей 74 копеек, 3 320 124 рублей 48 копеек, 17 178 542 рублей 80 копеек и 19 676 677 рублей 80 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 3 л.д. 30-37).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью "Никлипс" обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью "Никлипс" представило отчеты NN 256-2017, 257-2017 от 27 июня 2017 года, N 357-2017 от 17 октября 2017 года, NN 358-2017, 359-2017, 360-2017, 361-2017 от 1 ноября 2017 года, N363-2017 от 3 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленные обществом с ограниченной ответственностью "Отлично". Согласно отчетам, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила 753 000 рублей, 352 000 рублей, 402 000 рублей, 503 000 рублей, 185 000 рублей, 488 000 рублей, 2 317 000 рублей и 2 849 000 рублей.
По ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Татарстан от 4 декабря 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Как следует из заключения эксперта Захматова Д.Ю. автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" N 24122018-2 от 22 января 2019 года, вышеназванные отчеты не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 170 592 рублей, 1 938 850 рублей, 2 226 672 рублей, 2 787 758 рублей, 1 017 326 рублей, 2 703 816 рублей, 4 808 720 рублей и 6 850 860 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание заключения эксперта Захматова Д.Ю. автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" N 24122018-2 от 22 января 2019 года.
На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость земельного участка.
Содержание отчета в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Аргументы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке заключения эксперта и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 февраля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.