Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Маликова Р.А,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Нуриевой Ильхамы Гусейн кызы на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 27 февраля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Нуриевой Ильхамы Гусейн кызы к муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", заместителю начальника Управления градостроительных разрешений г.Казани Андреянову М.В. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, понуждении устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Нуриевой И.Г.к, Шарипова З.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Мингуловой С.М. - представителя исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и заместителя начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Андреянова М.В, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нуриева И.Г.к. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заявленные требования мотивированы следующим.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29 июля 2015 года ей на праве собственности принадлежит жилое помещение в виде квартиры N1 в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером... :110, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, "адрес"
В 2012 году на основании протокола общего собрания собственников помещений проведены работы по реконструкции дома, образован пристрой к существующему помещению.
Письмом МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 2 ноября 2018 года N03-01-49 административному истцу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию со ссылкой на отсутствие ряда документов.
Нуриева И.Г. просила признать незаконным и отменить отказ МКУ "Управления градостроительных разрешений г.Казани исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" от 2 ноября 2018 года N03-01-49 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в виде жилого помещения общей площадью 113,6 кв.м, расположенного по указанному адресу, и обязать административного ответчика выдать ей разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены административный ответчик заместитель начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Андреянов М.В. и заинтересованное лицо исполнительный комитет муниципального образования г.Казани.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Нуриевой И.Г.к. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 55 ГрК РФ определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
На основании части 8 статьи 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Из материалов дела видно, что 28 июля 2015 года на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств от 23 июля 2015 года N281202-КП-2015 произведена государственная регистрация права собственности Нуриевой И.Г.к. на объект недвижимости общей площадью 31,6 кв.м с кадастровым номером... :110 в виде квартиры с назначением: жилое, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 июля 2015 года.
Квартира находится в составе многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером... :14.
Согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г.Казани (часть II Градостроительного устава г.Казани) земельный участок с кадастровым номером... :14 расположен в зоне Ж2 (зона индивидуальной жилой застройки), в которой многоквартирные жилые дома не входят в виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
25 октября 2018 года представитель Нуриевой И.Н.к, Шарипов З.Р, обратился с заявлением N243 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства реконструированного многоквартирного дома "адрес" на указанном земельном участке, указав, что реконструкция осуществлена за счет собственных средств собственника помещения N1 на основании протоколов общих собраний собственников помещений от 4 марта 2017 года, индивидуального проекта застройки участка по ул.Высокогорская, д.1, разработанного обществом с ограниченной ответственностью "Казанский Инженерный Проект", и договора строительного подряда от 1 июня 2014 года.
Из копии приобщенного к материалам дела технического паспорта жилого помещения квартиры N1 по указанному адресу, составленному 26 января 2017 года специалистами Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (РГУП БТИ) следует, что административным истцом произведено самовольное переустройство и переоборудование помещения площадью 113,6 кв.м.
Письмом МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 2 ноября 2018 года N03-01-49 в ответ на заявление и документы Нуриевой И.Г.к, представленные для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию "Реконструированный многоквартирный дом N1 по ул.Высокогорская г.Казани" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказано.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию мотивирован отсутствием ряда необходимых документов, а именно градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, акта приемки законченного строительством объекта, акта о соответствии параметров построенного объекта капительного строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капительного строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; документов, подтверждающих соответствие реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; схемы отображающей расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, подписанной лицом, осуществляющим строительство; технического плана объекта капительного строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что перечисленные в пункте 2.5 Административного регламента предоставления исполнительным комитетом муниципального образования города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденного постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 23 сентября 2014 года N5529, были представлены административным истцом не в полном объеме, принял во внимание то обстоятельство, что разрешение на строительство (реконструкцию) объекта по указанному адресу административному истцу не выдавалось, в связи с этим пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения и в удовлетворении административного иска отказал.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
В силу части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Аналогичные требования предусмотрены Административным регламентом предоставления исполнительным комитетом муниципального образования города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденным постановлением исполнительного комитета муниципального образования г..Казани от 23 сентября 2014 года N5529 (далее - Административный регламент), пунктом 2.5 которого установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а именно:1) заявление о предоставлении услуги в двух экземплярах; 2) правоустанавливающие документы на земельный участок; 3) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 4) разрешение на строительство; 5) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 6) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 7) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства,
реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 8) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 9) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 10) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГрК РФ; 11) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 12) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N
73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 13) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; 14) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.9. Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является отсутствие документов, установленных пунктом 2.5 настоящего Административного регламента.
Установлено, что разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капительного строительства по указанному адресу исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани административному истцу не выдавалось.
Обстоятельство отсутствия большинства документов, необходимых для получения муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут. Кроме того, эти доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им соответствующую оценку, и оснований не согласиться с его выводами суд апелляционной инстанции не усматривает.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 27 февраля 2019 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Нуриевой И.Г.к. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.