Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе представителя Посниковой Ирины Евгеньевны - Трофимова Владимира Ильича на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Посниковой Ирины Евгеньевны об оспаривании действий (бездействия) Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Посникова И.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование требований указала, что постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 17 января 2011 года N 102 был утвержден акт выбора земельного участка от 18 июня 2010 года N 85.
Имея намерение заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка, 29 ноября 2018 года Посникова И.Е. обратилась в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 13декабря 2018 года N16315/215 в утверждении схемы расположения земельного участка было отказано по мотиву того, что земельный участок накладывается на смежные земельные участки и перекрывает доступ к ним.
Посникова И.Е. полагала данный отказ органа местного самоуправления незаконным, указывая об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении ее заявления. На этом основании просила признать незаконным решение от 13 декабря 2018 года N16315/215 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка площадью 1625 квадратных метров, находящегося по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения муниципального органа от 13 декабря 2018 года. При этом судом принято во внимание ранее вынесенное административным ответчиком решение от 25сентября 2018 года по аналогичному заявлению Посниковой И.Е. Тем самым суд пришел к выводу о том, что административный истец таким образом создал искусственные условия для увеличения срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
В апелляционной жалобе представитель Посниковой И.Е. - Трофимов В.И. просит об отмене решения суда, приводя доводы о том, что судом первой инстанции не была дана оценка законности оспариваемого административным истцом решения органа местного самоуправления от 13 декабря 2018 года. При этом указал об ошибочном выводе суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2010 году Администрацией Альметьевского района и города Альметьевска по заявлению Посниковой И.Е. произведен выбор земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 17 января 2011 года N102 утвержден акт о выборе данного земельного участка.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка подано Посниковой И.Е. в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан 29 ноября 2018 года. Отказ муниципальным органом в удовлетворении ее заявления послужил основанием для обращения административного истца в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Согласно указанной норме закона, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа ПосниковойИ.Е. в утверждении схемы расположения земельного участка послужило то обстоятельство, что часть испрашиваемого земельного участка накладывается на смежные земельные участки и перекрывает доступ к ним.
При рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ранее, а именно 24 августа 2018 года, Посникова И.Е. уже обращалась в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с аналогичным заявлением, ответ на который ею не оспаривался.
На основании указанных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что административным истцом путем подачи повторного заявления были созданы искусственные условия для увеличения срока обращения в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку повторное обращение гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении государственной услуги не может свидетельствовать о недобросовестном использовании им своих прав.
Предметом административного иска является оспаривание решения, принятого Палатой земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, 13декабря 2018 года N 16315/2015.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, срок обращения в суд с вышеуказанным административным иском, в контексте вышеприведенной нормы действующего законодательства, административным истцом не пропущен.
Согласно пунктам 1-3 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства административного дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.
Из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Вместе с тем обжалуемое решение суда первой инстанции приведенным требованиям процессуального законодательства не соответствует.
Полагая административные исковые требования Посниковой И.Е. не подлежащими удовлетворению и изложив в резолютивной части выводы об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции в мотивировочной части решения не дал соответствующую правовую оценку действиям административных ответчиков, которые, по мнению административного истца, привели к нарушению ее прав и законных интересов, ограничившись лишь тем, что основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка суд полагает законными, обоснованными и согласующимися с представленными суду доказательствами и объяснениями участников процесса. При этом доводы административного истца суд первой инстанции оставил без внимания, не дал им надлежащей оценки, не мотивировал причины, по которым указанные доводы являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах выводы суда о необоснованности требований административного истца не основаны на полном, всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Допущенные при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушения норм процессуального права представляются судебной коллегии существенными по смыслу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и повлиявшими на исход дела, вследствие чего решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Повторное рассмотрение дела судом первой инстанции предполагает проверку и оценку всех фактических обстоятельств дела в рамках заявленных административным истцом требований с установлением доказательств, на которых будут основаны выводы суда, и изложением в судебном решении доводов, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2019 года по данному делу отменить, административное дело направить в Альметьевский городской суд Республики Татарстан на новое рассмотрение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.