Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Маликова Р.А,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 22 октября 2018 года, которым постановлено:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении лекарственным препаратом "Вилибрис" (амбризентан) по жизненным показаниям Ризатдиновой Миляуши Газинуровны.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям бесплатно организовать обеспечение Ризатдиновой Миляуши Газинуровны лекарственным препаратом "Вилибрис" (амбризентан) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.
В остальной части иска отказать.
Определением суда от 6 марта 2019 года в мотивировочной и резолютивной части решения суда исправлены описки, наименование лекарственного препарата указано как "Амбризентан" (Волибрис) вместо "Вилибрис" (амбризентан).
Дополнительным решением суда от 6 марта 2019 года постановлено:
признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении лекарственным препаратом "Риоцигуат" "Адемпас" по жизненным показаниям Ризатдиновой М.Г.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям бесплатно организовать обеспечение Ризатдиновой М.Г. лекарственным препаратом "Риоцигуат" "Адемпас" в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства финансов Республики Татарстан Яруллиной Э.Р, полагавшей решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению, и объяснения представителя Ризатдиновой М.Г, Ахмадуллина Ф.Р, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ризатдинова М.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении ее жизненно необходимыми лекарственными препаратами. Заявленные требования мотивированы следующим.
10 февраля 2016 года федеральным государственным бюджетным учреждением (далее - ФГБУ) "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Министерства здравоохранения Российской Федерации ей был поставлен диагноз: "Идиопатическая легочная гипертензия". Данное заболевание является орфанным, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
В связи с ухудшением состояния здоровья Ризатдинова М.Г. поступила в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации. В результате проведенных медицинских исследований признано, что по жизненным показаниям ей необходима эскалация патогенетической ЛАГ-специфической терапии путем увеличения дозы амбризентана и добавления риоцигуата. Данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит.
После выписки из ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации Ризатдинова М.Г. обратилась в поликлинику к участковому врачу терапевту для выписки льготного рецепта.
В связи с тем, что препарат отсутствует в аптеке при поликлинике, врачом было рекомендовано обратиться в Министерство здравоохранения Республики Татарстан для льготного обеспечения данными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан отказало в обеспечении лекарственными препаратами.
Ризатдинова М.Г. просила признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении ее жизненно необходимыми лекарственными препаратами и обязать административного ответчика организовать обеспечение ее препаратами "Амбризентан" (Волибрис) и "Риоцигуат" (Адемпас) в соответствии с медицинскими назначениями за счет средств бюджета Республики Татарстан до отмены терапии лечащим врачом.
22 октября 2018 года суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Министерством здравоохранения Республики Татарстан подана апелляционная жалоба на указанное решение от 22 октября 2018 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения на территории Российской Федерации с указанием средних суточных и курсовых доз, определенный Стандартом первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N1446н, таких лекарственных препаратов как Амбризентан (Волибрис) и Риоцигуат (Адемпас) не предусматривает.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2019 года апелляционная жалоба Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение суда от 22 октября 2018 года оставлена без рассмотрения, дело направлено в суд первой инстанции для выполнения требований процессуального закона, предусмотренных статьей 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Определением суда от 6 марта 2019 года в решении суда от 22 октября 2018 года исправлены описки.
В тот же день 6 марта 2019 года в вышеприведенной формулировке принято также дополнительное решение суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Ризатдинова М.Г. в суд не явилась, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя. В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 КАС РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в ее отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся подпункт "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в частности медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункты 1 и 2 части 14 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Частью 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - Перечень)
Пунктом 23 указанного Перечня легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) I27.0 отнесена к орфанным заболеваниям.
Из материалов дела видно, что административный истец Ризатдинова М.Г. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
10 февраля 2016 года ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Министерства здравоохранения Российской Федерации ей был поставлен диагноз: "данные изъяты"
Согласно выписке из истории болезни от 10 июля 2018 года, составленной ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (код ИБ5872), Ризатдинова М.Г. была госпитализирована в указанное учреждение в период с 3 июля 2018 года по 10 июля 2018 года, по результатам госпитализации ей выставлен заключительный диагноз, в том числе диагноз: " "данные изъяты"
Письмом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 10 августа 2018 года N09-02-5396 на обращение Ризатдиновой М.Г. по вопросу обеспечения ее лекарственными препаратами Амбризентан (Волибрис) и Риоцигуат (Адемпас) дан ответ о том, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N950н "О формах документов для ведения регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, и порядке их представления" в Республике Татарстан организовано ведение регионального сегмента указанных категорий граждан, она включена в региональный сегмент Федерального регистра. В ответе также имеется ссылка на то, что указанные в обращении административного истца препараты Амбризентан (Волибрис), Риоцигуат (Адемпас) в льготные перечни не включены и вопрос организации обеспечения Ризатдиновой М.Г. данными лекарственными препаратами будет рассмотрен при выделении дополнительных денежных средств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ризатдинова М.Г. нуждается в спорных лекарственных препаратах по жизненным показаниям, имеет право на бесплатное обеспечение препаратами Амбризентан и Риоцигуат, и с учетом данного обстоятельства путем принятия решения от 22 октября 2018 года и дополнительного решения от 6 марта 2019 года пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.
В отношении заболевания Ризатдиновой М.Г. в Стандарте препараты "Амбризентан" и "Риоцигуат" не поименованы, что в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Из истории болезни Ризатдиновой М.Г. от 10 июля 2018 года по коду ИБ5872 следует, что в соответствии с протоколом N93 (1,1) ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации была проведена врачебная комиссия, которая пришла к выводу о том, что Ризатдиновой М.Г. по жизненным показаниям необходима эскалация патогенетической ЛАГ-специфической терапии: доза амбризентана подлежит увеличению до 10 мг с добавлением риоцигуата в дозе 1,0 мг 3 раза. Данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит (л.д.13).
По установленному Ризатдиновой М.Г. диагнозу утвержденные порядок и стандарт оказания медицинской помощи отсутствуют, соответственно назначение лекарственных препаратов по жизненным показаниям осуществляется по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года N1052 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, согласно пункту 4.4 которого министерство обязано организовывать обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности заявленных административного искового заявления в части требования о возложении на административного ответчика обязанности организовать обеспечение Ризатдиновой М.Г. препаратом Амбризентан (Волибрис).
С учетом изложенного решение суда в указанной части требований является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии решения врачебной комиссии о назначении административному истцу указанного препарата опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами и отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства здравоохранения Республики Татарстан полномочий на ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию не отменяет возложенной на административного ответчика законом обязанности по организации бесплатного обеспечения соответствующих категорий населения лекарственными препаратами по жизненным показаниям и в связи с этим основанием для отмены решения не является.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут.
В остальной части требований дополнительное решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 22 октября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.