Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 февраля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение от 29 декабря 2018 года N1645-06/22 об отказе во включении Азабина Евгения Витальевича в реестр пострадавших граждан.
Обязать административного ответчика принять решение о включении Азабина Евгения Витальевича в реестр пострадавших граждан, включить в реестр пострадавших граждан.
Выслушав административного истца Азабина Е.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Азабин Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление жилищной политики города Казани") об отказе во включении его в реестр пострадавших граждан и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование требований указал, что по договору об уступке права требования от 1 июля 2014 года NУ-6279 ему перешли права и обязанности Мухутдиновой Ф.Х. по предварительному договору купли-продажи жилого помещения в жилом доме по улице Академика Губкина Советского района города Казани (2 дом). Расчет по договору произведен им в момент его подписания.
Первоначальным покупателем вышеуказанного жилого помещения по предварительному договору купли-продажи от 8 августа 2011 года NАГ2-5, заключенному с ООО "ФОН", являлся Сорокин Р.А, который впоследствии по договору от 16 мая 2012 года NУ-4003 уступил свое право требования жилого помещения Мухутдиновой Ф.Х.
Согласно названному предварительному договору купли-продажи, ООО "ФОН" в срок, не позднее 31 декабря 2015 года, обязалось построить многоквартирный дом на улице Академика Губкина Советского района в городе Казани (2 дом) и передать в собственность покупателю квартиру... в данном доме на пятом этаже, общей площадью 37,28 квадратных метров.
Считает, что поскольку на сегодняшний день указанный дом не достроен, он является гражданином, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. На этом основании 19декабря 2018 года он обратился к административному ответчику с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан, в чем ему было отказано на том основании, что его денежные средства были привлечены застройщиком проблемного объекта не по договору участия в долевом строительстве, а по предварительному договору купли-продажи. Полагал данное решение незаконным, при этом ссылался на решения Советского районного суда города Казани от 22 сентября 2017года и от 22марта 2018 года, которыми предварительный договор купли-продажи жилого помещения от 8 августа 2011 года N АГ2-5 был признан договором долевого участия в строительстве, а также произведена государственная регистрация указанного договора участия в долевом строительстве.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе МКУ "Управление жилищной политики города Казани" просит об отмене обжалуемого решения, приводя доводы о том, что предварительный договор купли-продажи жилого помещения признан договором долевого участия в строительстве судебным решением от 22 сентября 2017 года, тогда как денежные средства были привлечены еще в 2011 и 2014 годах. Также обращает внимание на то, что административный истец обжаловал письмо административного ответчика, не являющееся нормативно-правовым актом, соответственно, суд неправомерно определилпредмет обжалования. Полагает, что отмена писем не может повлечь юридических последствий для АзабинаЕ.В, поскольку не обжалован протокол заседания комиссии в части отказа в удовлетворении его заявления.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 8августа 2011 года между ООО "ФОН" и Сорокиным Р.А. заключен предварительный договор купли-продажи, по условиям которого ООО"ФОН" обязался в срок, не позднее 1 июля 2014 года, заключить договор купли-продажи однокомнатного жилого помещения.., расположенного на пятом этаже девятиэтажного жилого дома по улице Академика Губкина в городе Казани.
По договору цессии от 16 мая 2012 года NУ-4003 Сорокин Р.А. уступил свое право требования вышеназванного жилого помещения Мухутдиновой Ф.Х.
30 июня 2014 года между ООО "ФОН" и Мухутдиновой Ф.Х. заключено соглашение об изменении договора от 8 августа 2011 года NАГ2-5, по условиям которого договор купли-продажи жилого помещения должен был быть заключен не позднее 31 декабря 2015 года.
1 июля 2014 года право требования на указанное жилое помещение Мухутдиновой Ф.Х. по договору цессии NУ-6279 переуступлено АзабинуЕ.В.
Решением Советского районного суда города Казани от 22 сентября 2017 года предварительный договор купли-продажи жилого помещения от 8 августа 2011 года NАГ2-5 признан договором долевого участия в строительстве, заключенным между ООО "ФОН" и Азабиным Е.В.
Решением Советского районного суда города Казани от 22 марта 2018 года постановлено произвести государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве NАГ2-5, в редакции договоров об уступке права требования от 16 мая 2012 года NУ-4003, от 1 июля 2014года NУ-6279, соглашения от 30 июня 2014 года, заключенного 8августа 2011 года между ООО "ФОН" и Азабиным Е.В, в отношении жилого помещения - однокомнатной квартиры со строительным.., общей проектной площадью 37,28 квадратных метров, расположенного на пятом этаже девятиэтажного дома секции 7 блока "В" социально-жилого комплекса по улице Академика Губкина в городе Казани.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (пункт 1 статьи 1).
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов осуществляется в соответствии с поименованным федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, государственный контроль (надзор) в этой области - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (пункты 1 и 2 статьи 23 Федерального закона).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (пункты 4 и 7 части 3 приведенной выше статьи в редакции, действовавшей до 27 июня 2019 года).
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, перечислены в пункте 2 Приложения N1 к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Правила ведения реестра пострадавших граждан, являющиеся Приложением N2 к вышеуказанному Приказу, в пункте 5 устанавливают, что решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.
19 декабря 2018 года Азабиным Е.В. в МКУ "Управление жилищной политики города Казани" поданы документы для включения его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Письмом МКУ "Управление жилищной политики города Казани" от 29 декабря 2018 года N1645-06/22 во включении административного истца в реестр пострадавших лиц было отказано со ссылкой на подпункт 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, являющихся Приложением N2 к Приказу Минстроя России от 12августа 2016 года N560/пр, с указанием на несоответствие заявителя критерию, установленному пунктом 2 Приложения N1 к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр.
Согласно подпункту 1 пункта 10 Приложения N2 к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр заявитель не подлежит включению в реестр, в том числе, при несоответствии заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения N1 к данному Приказу.
Одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан является привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом (подпункт 2 пункта 2 Приложения N1 к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр).
Удовлетворяя административные исковые требования Азабина Е.В, суд первой инстанции указал, что поскольку вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Казани от 22 сентября 2017года предварительный договор купли-продажи был признан договором участия в долевом строительстве, оснований для отказа во включении Азабина Е.В. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных томов и чьи права нарушены, у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа административному истцу во включении его в реестр пострадавших граждан, поскольку они основаны на нормах законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства по предварительному договору купли-продажи были привлечены еще в 2011и 2014 годах, а решение Советского районного суда города Казани о признании его договором долевого строительства было принято лишь 22сентября 2017 года, правового значения не имеет и на правомерность принятого судом решения не влияет, поскольку данное обстоятельство в соответствии с законом не является основанием, исключающим возможность включения административного истца в реестр пострадавших граждан.
Также является несостоятельным и довод апелляционной жалобы о том, что письмо об отказе во включении административного истца в реестр пострадавших граждан нормативно-правовым актом не является и не может повлечь для него никаких юридических последствий, поскольку оспариваемое письмо административного ответчика является актом властного волеизъявления органа местного самоуправления и привело к нарушению прав и законных интересов Азабина Е.В.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене либо изменению, в том числе и по доводам апелляционной жалобы административного ответчика.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.